Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Лаврухиной Я.И. к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности заключить договор на предоставление выплаты, по кассационной жалобе Лаврухиной Я.И.
на решение Советского районного суда города Орла от 07 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 20 апреля 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Лаврухина Я.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности заключить договор на предоставление выплаты.
Решением Советского районного суда города Орла от 07 сентября 2021 года, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Орловского областного суда от 20 апреля 2022 года, в удовлетворении заявленных исковых требований Лаврухиной Я.И. отказано.
В поданной кассационной жалобе Лаврухиной Я.И. изложена просьба об отмене решения суда и апелляционного определения ввиду нарушений норм материального и процессуального права.
Согласно частям 1 и 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Лаврухина Я.И. в соответствии с дипломом об окончании ординатуры окончила обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Орловский государственный университет имени ФИО5", решением Государственной экзаменационной комиссии (протокол от 11 июля 2020 года N) ей присвоена квалификация "врач-психиатр".
На основании трудового договора от 12 августа 2020 года N и приказа о приеме работника на работу от 12 августа 2020 года N Лаврухина Я.И. принята на работу в Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области "Орловская областная психиатрическая больница" (далее - БУЗ Орловской области "Орловская областная психиатрическая больница"), расположенное по адресу: "адрес", на должность врача-психиатра.
В соответствии с условиями трудового договора, заключенного с истцом, работа в организации является для работника основным местом работы, трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Согласно паспорту Лаврухина Я.И. с 19 июня 2009 года зарегистрирована по адресу: "адрес".
30 октября 2020 года Лаврухина Я.И. обратилась в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей.
Уведомлением Департамента здравоохранения Орловской области от 06 ноября 2020 года Лаврухиной Я.И. отказано в предоставлении указанной выплаты с указанием на то, что БУЗ Орловской области "Орловская областная психиатрическая больница" не относится к медицинским учреждениям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, единовременные компенсационные выплаты по программе "Земский доктор" не распространяются на медицинских работников, оказывающих специализированную и скорую помощь.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемая истцом должность не была включена в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2020 году, пришел к выводу об отсутствии у Лаврухиной Я.И. права на получение единовременной компенсационной выплаты и отсутствии у ответчика обязанности по заключению договора с истцом о предоставлении выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", в рамках которой предусмотрены мероприятия по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, являющимся Приложением N к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений (далее - Правила), условием предоставления субсидии является утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек (подпункт "а" пункта 5 Правил).
Исходя из пункта 6 Правил, единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - медицинские работники), однократно по одному из оснований, указанных подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты: при наличии у него обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов (подпункт "а"); при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек (подпункт "б").
Во исполнение указанных Правил (приложение N к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640) и в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территории Орловской области, постановлением Правительства Орловской области от 01 апреля 2019 года N 182 утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Орловской области.
Согласно пункту 2 указанного Порядка право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей для врача и 0, 5 млн. рублей для фельдшера имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации, прибывшие (переехавшие) на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек и заключившие с учреждением здравоохранения трудовой договор на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год, ежегодно утверждаемый приказом Департамента здравоохранения Орловской области.
Приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 06 июля 2020 года N утвержден перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2020 году.
Согласно указанному Перечню, являющемуся приложением к приказу Департамента здравоохранения Орловской области от 06 июля 2020 года N, в редакции приказа Департамента здравоохранения Орловской области от 16 июля 2020 года N, должность врача-психиатра БУЗ "адрес" "Орловская областная психиатрическая больница" в реестре вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2020 году, отсутствует.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 2, 3, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 названного кодекса выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Приведенным требованиям закона обжалуемые судебные акты не соответствуют по следующим основаниям.
Суд первой инстанций, отказывая Лаврухиной Я.И. в удовлетворении исковых требований, положения приведенных выше нормативных правовых актов, определяющих порядок предоставления единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, применил не правильно.
Как следует из материалов дела, в Перечне вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2019 году и в Перечне вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2021 году, указана должность врача-психиатра БУЗ Орловской области "Орловская областная психиатрическая больница".
При этом, как в приказе Минздрава России от 21 февраля 2020 года N 115н "Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей)", утратившим силу в соответствии с приказом Минздрава России от 04 марта 2021 года N 166н "Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей)", равно как и в указанном приказе Минздрава России от 04 марта 2021 года N 166н врач-психиатр поименован в перечне должностей, имеющих право на получение единовременной компенсационной выплаты.
По данному делу с учетом исковых требований Лаврухиной Я.И, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, юридически значимым являлось установление следующих обстоятельств: имелись ли вакансии должности врача-психиатра в БУЗ Орловской области "Орловская областная психиатрическая больница" в 2019 году; был ли осуществлен прием на работу на замещение указанной вакантной должности; была ли включена должность врача-психиатра БУЗ Орловской области "Орловская областная психиатрическая больница" в Перечень вакантных должностей до издания приказа Департамента здравоохранения Орловской области от 06 июля 2020 года N, утвердившего Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2020 году, в том числе, с учетом вносимых в него изменений; имело ли место трудоустройство истца в БУЗ Орловской области "Орловская областная психиатрическая больница" с условием осуществления единовременной компенсационной выплаты; направлялись ли руководителем (главным врачом) БУЗ Орловской области "Орловская областная психиатрическая больница" ходатайства о внесении изменений в программный реестр должностей медицинских работников в 2020 году при наличии вакансий должности врача-психиатра.
В нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанций не установилвсе обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора о признании незаконным отказа Департамента здравоохранения Орловской области в предоставлении истцу единовременной компенсационной выплаты.
Поскольку суд не определилэти обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора и не включил их в предмет доказывания, правовая оценка этим обстоятельствам дана не была.
Вместе с тем, для проверки законности отказа Департамента здравоохранения Орловской области в предоставлении Лаврухиной Я.И. единовременной компенсационной выплаты суду необходимо было истребовать у ответчика все приказы Департамента здравоохранения Орловской области за 2020 год, которыми вносились изменения в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей); от работодателя - БУЗ Орловской области "Орловская областная психиатрическая больница", являющегося третьим лицом по настоящему делу, штатное расписание организации на 2019-2021 годы; сведения о приеме на работу в указанное время врачей-психиатров; сведения о направлении в адрес ответчика ходатайств о внесении в Перечень вакантных должностей медицинских работников должности врача-психиатра за 2019-2021 годы.
Проверяя законность и обоснованность постановленного по делу судебного акта, суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил.
В связи с изложенным, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Лаврухиной Я.И. права на получение единовременной компенсационной выплаты не отвечают требованиям закона.
Учитывая указанное, решение Советского районного суда города Орла от 07 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 20 апреля 2022 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным правоотношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 07 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 20 апреля 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд города Орла.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.