Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Вишневской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 11 августа 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Димитровой Е.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, перерасчете страховой пенсии, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Димитровой Е.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 11 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Димитрова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, перерасчете страховой пенсии, взыскании компенсации морального вреда.
Решением Советского районного суда города Тулы от 16 декабря 2021 года на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области возложена обязанность произвести с 1 июля 2020 года перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Димитровой Е.А. в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении в редакции от 20 июня 2020 года, исходя из требуемой продолжительности страхового стажа на момент назначения пенсии.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области возложена обязанность произвести с 1 июля 2020 года перерасчет страховой пенсии по старости Димитровой Е.А. в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении в редакции от 20 июня 2020 года, без учета стажа в Республике Болгария. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 11 мая 2022 года решение Советского районного суда города Тулы от 16 декабря 2021 года отменено, постановлено новое решение об отказе Димитровой Е.А. в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Димитрова Е.А. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 11 мая 2022 года отменить, оставить без изменения решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права, ненадлежащей оценкой представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Димитровой Е.А. с 13 августа 2019 года назначена страховая пенсия по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и статьи 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгария о социальном обеспечении, подписанного 27 февраля 2009 года.
Размер страховой пенсии Димитровой Е.А. пенсионным органом был определен с учетом продолжительности общего страхового стажа, приобретенного как на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Болгария.
Оценка пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года определена в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении, подписанного 27 февраля 2009 года, согласно которому при определении права на пенсию в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
При расчете Димитровой Е.А. размера пенсии для конвертации была учтена продолжительность стажа, выработанного на территории Российской Федерации (7 лет 1 месяц 14 дней (без учета периода ухода за ребенком (1 год 6 месяцев)) и на территории Республики Болгария (7 лет 1 месяц 17 дней) до 1 января 2002 года; для определения размера страховой пенсии продолжительность стажа для конвертации составила 14 лет 3 месяца 1 день.
В связи с обращением истца в пенсионный орган по вопросу перерасчета размера пенсии ответчик со ссылкой на пункт 1.1 статьи 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении стаж, сообщил о том, что в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: сумма пенсии, определенная согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается).
Индивидуальный пенсионный коэффициент Димитровой Е.А. определен с учетом пункта 1.1 статьи 11 данного Договора (по пропорциональному принципу) с учетом продолжительности стажа, выработанного на территории Российской Федерации 7 лет 1 месяц 14 дней (6, 000), периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (2, 700), периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет (1, 480), сведений о добровольно уплаченных страховых взносах (3, 645) и составил 13, 825.
Из расчета ответчика следует, что фиксированная выплата к страховой пенсии Димитровой Е.А. составляет 5403, 40 руб. = 6044, 48 руб. (требуемая продолжительность страхового стажа в 2020 году - 10 лет) х 118 месяцев (фактическая продолжительность стажа - 9 лет 10 месяцев). Размер пенсии Димитровой Е.А. по состоянию на 1 декабря 2021 года составляет 6770, 14 руб, в том числе фиксированная выплата (ФВ) - 5403, 40 руб, страховая пенсия (без учета ФВ) - 1366, 74 руб. (13, 825 х 98, 86 рублей). Размер страховой пенсии Димитровой Е.А. в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2003 года N 400-ФЗ (без применения норм Договора) составит 7654, 91 руб, в том числе фиксированная выплата - 6044, 48 руб, страховая пенсия (без учета фиксированной выплаты) - 1610, 43 руб. (16290 х 98, 86 руб.).
Индивидуальный пенсионный коэффициент определен пенсионным органом с учетом продолжительности стажа, выработанного на территории Российской Федерации, 7 лет 1 месяц 14 дней (8, 465), периода ухода за ребенком за ребенком до достижения им возраста полутора лет (2, 700), периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет (1, 480), сведений о добровольно уплаченных страховых взносах (3, 645) и составил 16, 290.
На основании обращения Димитровой Е.А. 25 июня 2020 года с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8, частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Договора от 27 февраля 2009 года между Российской Федерацией и Республикой Болгарией, с учетом изменений от 20 июня 2020 года, согласно пункту 3 статьи 11 Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией, ответчиком 1 июля 2020 года принято решение об отказе в перерасчете, в связи с отсутствием оснований, поскольку пенсии, назначенные по Договору от 27 февраля 2009 года до вступления в силу новых изменений, то есть до 20 июня 2020 года, не пересматриваются. Правовых оснований для учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Республики Болгария, при расчете размера фиксированной выплаты не имеется. Дополнительные документы не представлены.
С 1 июля 2020 года истцу, с учетом изменений, внесенных в договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией, произведен перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом вступившего 20 июня 2020 года в силу Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгария о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года, в котором статья 10 Договора изложена в новой редакции, пришел к выводу о том, что при расчете индивидуального пенсионного коэффициента ответчиком произведено суммирование стажа истца Димитровой Е.А. на территории Российской Федерации и Республики Болгария в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Договора в ранее действовавшей редакции, поскольку положениями пункта 3 статьи 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгария в редакции от 20 июня 2020 года установлен иной порядок расчета фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Суд, проанализировав положения статей 10 и 11 Договора, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Болгария, указал на то, что новая редакция Договора предусматривает исчисление размера пенсии по законодательству Российской Федерации, исходя из страхового стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей РСФСР, периоды страхового стажа, приобретенного на территории других бывших республик СССР, а также третьих государств, не учитываются, в связи с чем пришел к выводу о том, что действия ответчика, применившего при расчете индивидуального пенсионного коэффициента суммирование стажа истца в Российской Федерации и Республики Болгария, противоречат положениям статей 10 и 11 Протокола и Договора в новой редакции.
Также суд пришел к выводу о том, что расчет индивидуального пенсионного коэффициента произведен ответчиком по формуле подпункта 1.1 статьи 11 Договора, при котором необходимым является страховой стаж в 20 лет, тогда как в новой редакции Договора такой расчет не предусмотрен.
В связи с тем, что согласно пункту 3 статьи 11 Договора в новой редакции размер фиксированной выплаты, как части страховой пенсии, устанавливается пропорционально отношению фактической продолжительности стажа к требуемой продолжительности страхового стажа, суд возложил на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и страховой пенсии.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ни Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгария о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года, ни Договор не содержат указаний о перерасчете размера страховой пенсии в беззаявительном порядке, учитывая, что согласно статье 2 Протокола пенсии и пособия, установленные в соответствии с Договором до вступления в силу настоящего Протокола, сохраняются, и согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и по правилам статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при перерасчете пенсий подлежат применению нормы права, действующие на момент обращения с соответствующим заявлением. Судебная коллегия указала на то, что нормы пенсионного законодательства невозможно толковать отдельно друг от друга, в том числе и с нормами международных договоров, поскольку только системное толкование позволяет правильно определить правовую основу для разрешения спорных правоотношений.
В связи с тем, что с заявлением о перерасчете страховой пенсии Димитрова Е.А. обратилась в 2020 году, по состоянию на этот период, с учетом положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости составляла 11 лет, тогда как у истца имелся страховой стаж 9 лет 10 месяцев, пенсионный орган отказал истцу в осуществлении перерасчета. Нормы в Протоколе о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгария о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года, ни в самом Договоре, позволяющей производить перерасчет в 2020 году без соответствующих документов для перерасчета, а только исходя из страхового стажа на момент возникновения права в 2018 году, отсутствуют, что следует из статьи 2 Протокола и статьи 11 Договора, регламентирующей механизм расчета и отсылающей к законодательству Российской Федерации, а также статьи 23 Договора, определяющий порядок перерасчета, который носит только заявительный характер. При этом пункт 2 данной нормы права лиц, которым пенсия была рассчитана ранее до изменений Протоколом, защищает, гарантируя, что если в результате пересмотра в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи размер пенсий (пенсии) будет ниже получаемого размера пенсий (пенсии) такой пересмотр не производится и продолжается выплата ранее установленной пенсий (пенсии).
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанций правильно определилобстоятельства, имеющие значимые для дела, применили закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилсудебное решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для перерасчета пенсии повторяют доводы, были предметом судебного исследования, данным доводам в судебном постановлении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом обоснованно не приняты.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Архиповой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.