Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу защитника муниципального предприятия муниципального образования город Нягань "Чистый город" Миронова В.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N131-ОН от 07 июня 2021 года, решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 января 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального предприятия муниципального образования город Нягань "Чистый город",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N131-ОН от 07 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 января 2022 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2022 года, муниципальное предприятие муниципального образования город Нягань "Чистый город" (далее - МП МО г. Нягань "Чистый город", предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник МП МО г. Нягань "Чистый город" Миронов В.Н. выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене.
Изучив материалов дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ влечет административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 8.2 КоАП РФ настоящей статьи.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона РФ N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, 16 ноября 2020 года Северо-Уральским межрегиональным Управлением Росприроднадзора МП МО Нягань "Чистый город" выдано предписание N 118-ОН от 16 ноября 2020 года, согласно которому в срок до 10 марта 2021 года юридическое лицо обязано устранить выявленные нарушения, выразившиеся в эксплуатации объекта размещения отходов "Городская свалка г. Нягань", не включенного в Государственный реестр объектов размещения отходов, а также не включенного в Перечень объектов размещения отходов в соответствии с приказом Министерств природных ресурсов и экологии РФ от 14 мая 2019 года N 303 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для размещения твердых коммунальных отходов".
В рамках проведения внеплановой проверки 22 апреля 2021 года должностными лицам Управления Росприроднадзора установлено, что предписание не исполнено, на объекте, который эксплуатирует МП МО г. Нягань "Чистый город", установлен факт размещения отходов, при этом объект отходов "Городская свалка г. Нягань" не внесен предприятием в Государственный реестр объекта размещения отходов.
Выявленное является нарушением пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Также установлено, что ранее МП МО г. Нягань "Чистый город" привлекалось административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
В связи с изложенными обстоятельствами государственным инспектором Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Нерсисян А.А. 20 мая 2021 года был составлен протокол об административном правонарушении N 199-ОН.
На основании данного протокола и иных материалов дела старшим инспектором Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Егоровым Е.А. вынесено обжалуемое постановление от 07 июня 2021 года N 131-ОН по части 5 статьи 8.2 КоАП РФ, в соответствии которым МП МО г. Нягань "Чистый город" привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Факт совершения правонарушения и вина МП МО г. Нягань "Чистый город" подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, а также судьи судебных инстанций пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.2 КоАП РФ.
В пунктах 6, 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ закреплено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пунктам 2.1, 8, 9 статьи 29.1 Федерального закона N 89-ФЗ, введенным в действие Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 483-ФЗ с 5 января 2019 года, до 1 января 2023 года запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, установленный пунктом 7 статьи 12 данного Федерального закона, не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 данной статьи. До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для объектов размещения отходов.
Городская свалка поступила в муниципальную собственность от государственного предприятия - производственное объединение "Красноленинскнефтегаз" на основании приказа N326/06 от 10 октября 1990 года и принята на баланс решением исполкома N 261 от 25 июня 1991 года.
Право собственности муниципального образования г. Нягань на объект недвижимости с кадастровым номером 86:13:0601001:499 "Городская свалка (скважины, ограждение, освещение, проезды, помещения для работников, трансформаторная подстанция, ТБО, КГМ), назначение: сооружение коммунального хозяйства, площадью 232 085 кв. метров по адресу: ХМАО-Югра, г. Нягань, автодорога "г. Нягань - п. Талинка", 2 км, соор. 2 зарегистрировано 06 марта 2015 года.
МП МО г. Нягань "Чистый город" во временное владение и пользование на основании договора аренды от 21 мая 2020 года передан под размещение свалки земельный участок с кадастровым номером 86:13:0601001:500, местоположение: ХМАО-Югра, г. Нягань, автодорога "г. Нягань - п. Талинка", 2 км, соор. 2 сроком по 20 мая 2025 года.
Согласно позиции Росприроднадзора, изложенной в письме от 11 октября 2019 года использование данного объекта невозможно ввиду расположения в границе установленной приаэродромной территории, в которой выделена шестая подзона (на удалении 11 и 6 км от контрольной точки аэродромов).
Приказом службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-ЮГРЫ (Природнадзор ЮГРЫ) от 21 ноября 2019 года МП МО г. Нягань "Чистый Город" отказано во включении объекта городская свалка г. Нягани в перечень объектов размещения ТКО на территории ХМАО-ЮГРЫ.
02 сентября 2020 года МП МО г. Нягань "Чистый Город" повторно обратилось в Природнадзор ЮГРЫ с заявлением о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов в перечень объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которое ему было возвращено 02 октября 2020 года в связи с неустранением ранее выявленных замечаний.
По состоянию на 21 апреля 2021 года объект отходов "Городская свалка г. Нягань" в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории ХМАО -Югры, введенных в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ не включен.
Таким образом, объект, на котором МП МО г. Нягань "Чистый Город" размещаются твердые коммунальные отходы, не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), кроме того, предприятию было отказано в его включении в Перечень. Свалка твердых коммунальных отходов на указанном выше земельном участке не имеет документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах использование МП МО г. Нягань "Чистый Город" указанного объекта размещения отходов, не внесённого в ГРОРО и не включенного в Перечень, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что МП МО г. Нягань "Чистый Город" приняты все зависящие от него меры для недопущения несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, выразившиеся в ведении МП МО г. Нягань "Чистый Город" переписки с Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, службой Природнадзора Югры, Управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, не свидетельствуют об отсутствии в действиях МП МО г. Нягань "Чистый Город" состава административного правонарушения, поскольку данные обстоятельства не опровергают факт размещения предприятием отходов на объекте, не включенном в ГРОРО и Перечень.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая указанные акты, должностное лицо и судебные инстанции пришли к выводу о том, что предприятие имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность исследованных и оцененных доказательств является достаточной для правильного разрешения дела, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы административного органа и судебных инстанций, в материалы дела заявителем не представлено.
Приводимые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях МП МО г. Нягань "Чистый Город" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении в отношении МП МО г. Нягань "Чистый Город" составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований части 5 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В ходе рассмотрения должностным лицом дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела, не допущено.
Дело рассмотрено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
При назначении юридическому лицу административного наказания должностным лицом требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в пределах санкции части 5 статьи 8.2 КоАП РФ, назначенное наказание является обоснованным и справедливым.
При пересмотре постановления, рассмотрев жалобы, судьи предыдущих судебных инстанций проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 и 30.9 КоАП РФ, вынесли законные и обоснованные решения. Всем доводам жалоб была дана надлежащая правовая оценка, выводы достаточным образом мотивированны.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N131-ОН от 07 июня 2021 года, решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 января 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального предприятия муниципального образования город Нягань "Чистый город" оставить без изменения, жалобу защитника муниципального предприятия муниципального образования город Нягань "Чистый город" Миронова В.Н. - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.