Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Шерутис Оксаны Ивановны на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 февраля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 06 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Шерутис Оксаны Ивановны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 06 апреля 2022 года, ИП Шерутис О.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты ИП Шерутис О.И. просит переквалифицировать совершенное правонарушение с части 2 статьи 6.3 на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, отменить судебные акты.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статей 6.3 КоАП РФ выражается, в том числе и в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Такие правонарушения посягают на общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу статьи 2 Федерального закона N52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу статьи 11 Федерального закона N52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
На основании части 1 статьи 29 Федерального закона N52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
При рассмотрении дела установлено, что 05 ноября 2021 года около 11-05 часов ИП Шерутис О.И. при осуществлении деятельности по адресу: г.Тюмень, ул. Рижская, д. 76/2 - магазин продуктов, допустила нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: п. 3, п. 8, п. 14, п. 16, п. 17 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тюменской области N5 от 11 апреля 2020 года "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области", п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции" (COVID- 19)", п. 10.4, п. 10.5, п. 10.8 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", п. 101, п. 99, п. 98 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для жизни и здоровья окружающих.
В ходе указанного обследования должностным лицом выявлено следующее: не представлен/отсутствует приказ об ответственном лице по контролю за исполнением мероприятий Постановления в период угрозы распространения заболевания (новая коронавирусная инфекция (nCoV-2019, она же COVID-19), установить факт проведения измерения температуры тела у сотрудников магазина не представилось возможным ввиду отсутствия термометра для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом, в санузле для сотрудников магазина раковина не оснащена кожным антисептиком, специально выделенной комнаты для приёма пищи в магазине не организовано, приём пищи осуществляется за торговым прилавком, не представилось возможным оценить периодичность проведения уборки, поскольку на момент проведения обследования в журнале уборок отметки о проведенных уборках датированы 13 августа 2021 года, после указанной даты отметки отсутствуют.
По данному факту в отношении ИП Шерутис О.И. 20 января 2022 года составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, который соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Установив обстоятельства дела, судьи пришли к обоснованным выводам о наличии в действиях ИП Шерутис О.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ИП Шерутис О.И. данного административного правонарушения подтвержден совокупностью материалов дела.
Должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, составлен акт осмотра, где выявленные нарушения отражены и зафиксированы, дополнительно происходила фиксация нарушений при помощи видеозаписи.
Представленной видеозаписи, в том числе с учетом ее содержания и полноты при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка как относимому и допустимому доказательству (сведения о видеозаписи указаны в акте осмотра, она содержит сведения о проведении осмотра и выявленных нарушениях), соответствующему положениям ст. 26.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что представленная в материалы дела видеозапись подвергалась монтажу, безосновательна, доказательств монтажа видеозаписи не представлено. Оснований для исключения представленной видеозаписи из числа доказательств не имеется. Видеозапись, содержащая сведения, имеющие значение для установления обстоятельств дела, получила надлежащую оценку при рассмотрении дела об административном правонарушении и обоснованно принята в качестве допустимого доказательства по делу. Каких-либо требований, устанавливающих продолжительность видеозаписи, нормы КоАП РФ не содержат.
Приводимые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств.
Представленные в дело доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводам жалобы о наличии оснований для переквалификации действий ИП Шерутис О.И. на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ была дана надлежащая оценка судьями нижестоящих судебных инстанций.
Установленные судебными инстанциями и по существу не оспариваемые ИП Шерутис О.И. нарушения достаточны для квалификации деяний по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Доказательств своевременного принятия ИП Шерутис О.И. всех зависящих мер для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения требований не представлено.
Оснований для переквалификации совершенного ИП Шерутис О.И. деяния с части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса не имеется, поскольку вмененные нарушения связаны с нарушением индивидуальным предпринимателем законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Доводы жалобы о том, что постановление главного государственного санитарного врача по Тюменской области N 5 от 11 апреля 2020 года утратило силу, не влекут отмену состоявшегося по делу постановления по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1).
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3).
Постановление Главного государственного санитарного врача Тюменской области N 5 утратило силу 11 марта 2022 года, однако, данное обстоятельство не является основанием для отмены судебных актов, поскольку помимо нарушения постановления Главного государственного санитарного врача Тюменской области N 5 ИП Шерутис О.И. вменены также нарушения СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции" (COVID- 19)", СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", СанПиН 3.3686-21 "Санитарно - эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", за которые ответственность в настоящее время не устранена.
Доводы жалобы о том, что оснований для проведения проверки не было, поскольку жалоб на магазин, а также заболевших коронавирусной инфекцией не было, не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену обжалуемых судебных актов. Признаки правонарушения выявлены в ходе обследования территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и других объектов в целях проверки выполнения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, на основании Приказа заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области N 788-сэр от 05 ноября 2021 года. Оснований для признания полученных в ходе проверки доказательств недопустимыми, не имеется.
Отсутствие в материалах дела сведений, о том, что главный специалист эксперт Третьякова Е.П. праве осуществлять свои обязанности и проводить проверки в период объявленный Президентом РФ нерабочими днями, не является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену обжалуемых судебных актов, не опровергает наличие в действиях ИП Шерутис О.И. состава вмененного правонарушения. Обследование поручено провести Третьяковой Е.П, что подтверждено приказом от 05 ноября 2021 года N 788-сэр. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении административного наказания соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.
При назначении ИП Шерутис О.И. административного наказания судьей районного суда требования статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана полная и объективная оценка доводам жалобы.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 февраля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 06 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шерутис Оксаны Ивановны оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Шерутис Оксаны Ивановны - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.