Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Абдрахмановой Э.Г, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гудзенко Ивана Михайловича на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 марта 2022 года по административному делу N 2а-1352/2021 по административному исковому заявлению Гудзенко Ивана Михайловича к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Лабытнанги УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Литяга АЕ, УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на лицевой счет должника, отбывающего наказание.
Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Г. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гудзенко И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Лабытнанги УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Литяга АЕ, УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 10 ноября 2020 года об обращении взыскания на лицевой счет должника, отбывающего наказание. В обоснование заявленных требований указано на истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 марта 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Гудзенко И.М. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 09 августа 2022 года, Гудзенко И.М. просит принятые по делу судебные акты отменить, ввиду их незаконности и необоснованности, принять по делу новое решение. В обоснование указал, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя незаконно, поскольку взыскателем пропущен срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, кроме того, при вынесении оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем не была учтена правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, выраженная в постановлении от 10 марта 2016 года N 7-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева", также ссылался на наличие у него уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
В возражениях на кассационную жалобу УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Гудзенко И.М. без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, представитель УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227, статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве), постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений статей 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15 сентября 2020 года в ОСП по г. Лабытнанги УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу от Кузьминой Л.П. поступили на исполнение два исполнительных листа о взыскании с Гудзенко И.М. в пользу взыскателя Кузьминой Л.П. компенсации расходов на погребение в размере 15 370 руб. 20 коп, компенсации морального вреда в размере 70 000 руб.
Ранее указанные исполнительные документы находились на исполнении в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, сопроводительным письмом от 23 августа 2020 года частично исполненные исполнительные листы были возвращены администрацией исправительного учреждения Кузьминой Л.П, в связи с чем, 15 сентября 2020 года они были предъявлены Кузьминой Л.П. для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
16 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем Литяга А.Е. были вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств N "данные изъяты" и N "данные изъяты" о взыскании с Гудзенко И.М. в пользу Кузьминой Л.П. компенсации расходов на погребение в размере 15 370 руб. 20 коп, компенсации морального вреда в размере 70 000 руб.
01 октября 2020 года данные исполнительные производства были объединены в сводное исполнительное производство N "данные изъяты".
10 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем в рамках сводного исполнительного производства вынесено постановление об обращении взыскания на лицевой счет должника, отбывающего наказание, которое получено административным истцом 27 ноября 2020 года.
Разрешая требования административного истца и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился и суд апелляционной инстанции, установил, что исполнительные листы предъявлены взыскателем в установленный законом срок, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии нарушений при вынесении в рамках сводного исполнительного производства оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя от 10 ноября 2020 года об обращении взыскания на лицевой счет должника, отбывающего наказание, а также о пропуске административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд, что явилось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В силу части 4 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного закона.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона N 229-ФЗ в случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
Взаимосвязанные положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ позволяют сделать вывод, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, в том числе частичного, по обстоятельствам, имеющим отношение к должнику (пункты 2 - 4 части 1 статьи 46 указанного закона), течение срока на предъявление исполнительного листа исчисляется заново с момента возвращения исполнительного документа.
Учитывая изложенные обстоятельства административного дела, приведенные нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о соблюдении взыскателем на момент предъявления исполнительных листов к исполнению 3-годичного срока, установленного законом, и, соответственно, о законности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя от 10 ноября 2020 года об обращении взыскания на лицевой счет должника, отбывающего наказание.
Ссылки в жалобе на правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 10 марта 2016 года N 7-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева", правильности выводов судов не опровергают и к рассматриваемым правоотношениям не применимы с учетом обращения взыскателя с заявлениями о возбуждении исполнительных производств в пределах установленного срока. В соответствии с указанной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации судам предписано при разрешении вопроса о соблюдении срока предъявления исполнительного документа к исполнению, в случае, если исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, при исчислении этого срока вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению. В данном случае такого заявления взыскатель Кузьмина Л.П. в службу судебных приставов не направляла.
Выводы судов о пропуске административным истцом срока обращения в суд, при условии, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 10 ноября 2020 года административным истцом было получено 27 ноября 2020 года, административное исковое заявление, поступившее в суд 08 февраля 2021 года, датировано 26 января 2021 года, также являются правильными.
В силу части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине) является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы жалобы об уважительности причин пропуска срока не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока лицам, участвующим в деле, решается судом в каждом конкретном случае на основе исследования фактических обстоятельств дела, в данном случае суд не усмотрел оснований для признания причин пропуска срока уважительными и, как следствие, оснований для его восстановления.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами правильно, их выводы, изложенные в судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гудзенко Ивана Михайловича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.