Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Ковалёвой Ю.В, рассмотрев без проведения судебного заседания
административное дело N 3а-418/2021 по административному исковому заявлению Свиткова Валерия Алексеевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по частной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Костромской области на определение Костромского областного суда от 28 июня 2022 года о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
решением Костромского областного суда от 21 декабря 2021 года административное исковое заявление Свиткова Валерия Алексеевича удовлетворено, установлена кадастровая стоимость двух нежилых помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты":557, "данные изъяты":559 и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты":554 равной их рыночной стоимости.
Свитков В.А. обратился с заявлением о взыскании судебных расходов, понесённых в связи с рассмотрением данного дела, в сумме 50 900 рублей (оплата услуг по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости - 50 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд - 900 рублей).
Определением Костромского областного суда от 28 июня 2022 года требования Свиткова В.А. о взыскании судебных расходов удовлетворены, с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Костромской области взысканы судебные расходы на оплату услуг по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 50 000 рублей, на оплату госпошлины - 900 рублей, а всего - 50 900 рублей.
В частной жалобе федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Костромской области просит определение Костромского областного суда от 28 июня 2022 года (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Костромской области) ставит вопрос об отмене определения суда и отказе в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Костромской области, полагает, что судебные расходы должны быть взысканы с органа, утвердившего удельные показатели кадастровой стоимости, то есть с администрации Костромской области.
Согласно положениям частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания в апелляционном порядке судьёй единолично.
Изучив материалы административного дела, доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты":557 по состоянию на 4 февраля 2020 года рассчитана путём умножения его площади на удельный показатель кадастровой стоимости за один квадратный метр, утверждённый постановлением администрации Костромской области от 15 ноября 2016 года N 438-а "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Костромской области" в размере 5 695 824, 42 рублей, что значительно (в 4, 5 раз) превышает установленную судом в размере рыночной стоимости кадастровую стоимость нежилого помещения в сумме 1 259 000 рублей.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты":559 по состоянию на 20 марта 2020 года рассчитана путём умножения его площади на удельный показатель кадастровой стоимости за один квадратный метр, утверждённый постановлением администрации Костромской области от 15 ноября 2016 года N 438-а "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Костромской области" в размере 916 446, 96 рублей, что значительно (в 4, 5 раз) превышает установленную судом в размере рыночной стоимости кадастровую стоимость нежилого помещения в сумме 203 000 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты":554 по состоянию на 23 декабря 2019 года рассчитана путём умножения его площади на удельный показатель кадастровой стоимости за один квадратный метр, утверждённый постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года N 543-а "Об утверждении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области" в размере 1 944 551, 43 рублей, что значительно (в 3, 9 раз) превышает установленную судом в размере рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка в сумме 502 000 рублей.
Результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 4 февраля 2020 года, 20 марта 2020 года и 23 декабря 2019 года отражены в актах определения кадастровой стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Костромской области от 4 февраля 2020 года, 20 марта 2020 года и 23 декабря 2019 года соответственно.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, таким органом является Росреестр (пункт 1).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В связи с этим довод жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Костромской области не является органом, установившим кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости, а таким органом является администрация Костромской области, утвердившая удельные показатели, основан на неправильном толковании норм материального права.
Обстоятельства того, что удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждены постановлениями администрации Костромской области, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
В абзаце 2 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение, согласно которому при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена соответствующим актом ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Костромской области от 23 декабря 2019 года с применением удельных показателей кадастровой стоимости, утверждённых постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года N 543-а "Об утверждении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области".
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений утверждена соответствующими актами ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Костромской области от 4 февраля 2020 года и 20 марта 2020 года с применением удельных показателей кадастровой стоимости, утверждённых постановлением администрации Костромской области от 15 ноября 2016 года N 438-а "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Костромской области".
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе другие признанные судом необходимыми расходы (пункт 7).
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сторонами в административном деле является административный истец и административный ответчик.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
Таким образом, согласно нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы подлежат распределению между сторонами - административным истцом и административным ответчиком.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Руководствуясь положениями вышеуказанного законодательства, с учётом всех обстоятельств суд первой инстанции, установив, что административный иск удовлетворён, кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, установленную судом, с учётом округления в 3, 9 раз в отношении земельного участка и 4, 5 раз в отношении нежилых помещений, что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретным объектам недвижимости, верно указал на основания для взыскания судебных расходов, понесённых административным истцом в связи с рассмотрением данного дела, с административного ответчика - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Костромской области.
Доказательств, опровергающих приведённые выше выводы суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Костромской области в материалы дела не представило.
Таким образом, поскольку при рассмотрении административного дела обоснованность требований административного истца подтверждена, так же как и существенное (значительное) превышение кадастровой стоимости над рыночной, заявленный административный иск удовлетворён, требование административного истца о взыскании с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, судебных расходов, связанных с рассмотрением данного административного дела и подтверждённых документально в сумме 50 900 рублей (оплата услуг по оценке рыночной стоимости - 50 000 рублей и оплата государственной пошлины - 900 рублей), вопреки доводам частной жалобы, являются правомерными.
Несогласие административного ответчика с выводами суда об удовлетворении требований о взыскании судебных расходов не может рассматриваться в качестве основания отмены определения суда в апелляционном порядке.
Обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Костромского областного суда от 28 июня 2022 года оставить без изменения, частную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Костромской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.В. Ковалёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.