Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ускова С.Н, поступившую в суд первой инстанции 27 июля 2022 года, на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 02 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ускова С.Н. к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о признании незаконным постановления администрации городской округ Михайловка Волгоградской области N 2139 от 09 сентября 2020 года о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Усков С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о признании незаконным постановления администрации городской округ Михайловка Волгоградской области N 2139 от 09 сентября 2020 года о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов.
Решением Михайловского районного суда Волгоградской области от 30 октября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Ускова С.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 02 февраля 2022 года оставлено без изменения решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 30 октября 2020 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Усков С.Н. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования удовлетворить.
От Ускова С.Н. поступили дополнения к кассационной жалобе, в которых он просит рассмотреть жалобу в его отсутствия.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации города Михайловки Волгоградской области N 236/3-р от 28 апреля 2004 года ООО "Шанс" был представлен в аренду земельный участок под торговый павильон N 575 по адресу: "адрес" площадью 112 кв. м. на срок до 1 года с разрешением для установки каркаса сборно-разборного павильона размером 7, 0 х 10, 0 м. без капитального фундамента.
13 февраля 2007 года между администрацией города Михайловки и ООО "Шанс" в лице директора Ускова С.Н. заключен договор на аренду указанного земельного участка площадью 112 кв. м. на срок с 13 февраля 2007 года до 10 февраля 2008 года, по условиям которого договор прекращает свое действие по окончанию его срока, а также в любой другой срок по соглашению сторон.
Согласно из решения Михайловского районного суда Волгоградской области от 28 марта 2012 года, ООО "Шанс" в лице директора Ускова С.Н. продало Акимову С.А. незавершенный строительством торговый павильон N 575, не являющийся объектом недвижимости.
Указанным решением суда от 28 марта 2012 года был удовлетворен иск администрации города Михайловки Волгоградской области к Акимову С.А. об освобождении земельного участка, на Акимова С.А. возложена обязанность освободить земельный участок площадью 112 кв. м, находящийся на "адрес" путем демонтажа торгового павильона N 575. В иске Акимова С.А. к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о возложении обязанности предоставить ему в аренду земельный участок площадью 112 кв. м, находящийся на "адрес" отказано.
В связи с чем, срок действия договора аренды указанного выше земельного участка истек 11 февраля 2008 году и в установленном порядке ООО "Шанс" с администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области не продлевался.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, деятельность ООО "Шанс" прекращена с 15 января 2016 года в связи с исключением из ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, с 26 декабря 2013 является Усков С.Н, как ликвидатор.
Сведений о том, что с административным истцом Усковым С.Н. заключался договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" N, на котором находится торговый павильон N 575 с вывеской "ФЕЙЕРВЕРКИ"", в деле не имеется.
12 августа 2020 года межведомственной комиссией по разработке или внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области принято решение об отказе во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области, утвержденную постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 14 декабря 2015 года N 3549, павильона N 575 павильонного комплекса на территории района центра детского творчества по "адрес"
Актом обследования от 24 августа 2020 года комиссии по обследованию территории городского округа город Михайловка Волгоградской области, установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, ул. 2-Краснзнаменская, 0 м. по направлению на юго-восток от земельного участка с кадастровым номером N, на котором находится торговый павильон N 575 с вывеской "ФЕЙЕРВЕРКИ" при отсутствии у лица, являющегося собственником торгового павильона, правоустанавливающих документов на земельный участок, в связи с чем указанный павильон является самовольно установленным объектом.
Уведомлением представителей администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 28 августа 2020 года лицу, являющемуся собственником самовольно установленного павильона с вывеской "ФЕЙЕРВЕРКИ", предложено в срок до 4 сентября 2020 года освободить земельный участок, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, с предупреждением о принудительном демонтаже павильона, которое осталось Усковым С.Н. неисполненным, что подтверждается актом обследования земельного участка N 180 от 04 сентября 2020 года.
Решением комиссии по вопросам о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области от 07 сентября 2020 года администрации города Михайловки постановлено организовать выполнение работ по демонтажу торгового павильона с вывеской "ФЕЙЕРВЕРКИ", расположенного по адресу: "адрес", 0 м. по направлению на юго-восток от земельного участка с кадастровым номером N
Постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области N 2139 от 09 сентября 2020 года принято решение по демонтажу самовольно установленного нестационарного объекта - павильона с вывеской "ФЕЙЕРВЕРКИ", размещенного на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", 0 м. по направлению на юго-восток от земельного участка с кадастровым номером N
Письмом от 11 сентября 2020 года администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Усков С.Н. был предупрежден о предстоящем сносе в период с 14 по 24 сентября 2020 года самовольно установленного нестационарного объекта - павильона с вывеской "ФЕЙЕРВЕРКИ".
18 декабря 2020 года административным ответчиком произведен демонтаж самовольно установленного павильона, размещенного на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" по направлению на юго-восток от земельного участка с кадастровым номером N
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Ускову С.Н, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что спариваемое постановление администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области N2139 от 09 сентября 2020 года "О демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов" соответствует нормам действующего законодательства, принято административным ответчиком в пределах представленных ему указанными законодательными актами полномочий.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к полномочиям органа местного самоуправления городского округа отнесено осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно части 1 статьи 5 Устава городского округа город Михайловка
Волгоградской области, принятого решением Михайловской городской Думы Волгоградской области от 29 декабря 2005 года N 57 к вопросам местного значения городского округа город Михайловка отнесено:
1) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3);
2) утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 28);
3) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов
индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории городского округа, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 29).
В силу пунктов 1, 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, путем предъявления к нарушителю требования о пресечении правонарушения и восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании схемы их размещения в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Павильон с вывеской "ФЕЙЕРВЕРКИ" в схему размещения нестационарных объектов на земельных участках на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области не был включен, что не оспаривается Усковым С.Н.
Доводы административного истца о том, что павильон является неотделимой частью одного сооружения, в связи с чем невозможно провести демонтаж павильона с вывеской "ФЕЙЕРВЕРКИ" без причинения неустранимого ущерба сооружению в целом, а сам по себе демонтаж будет способствовать разрушению соседних павильонов, чем будут нарушены права и интересы иных лиц является несостоятельным, поскольку сведений о нарушении каких-либо прав третьих лиц - собственников соседних павильонов в деле состоявшимся демонтажем павильона не имеется.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что Акимов С.А. и административный истец Усков С.Н. пользовались земельным участком, в том числе по истечении срока действия договора аренды с 11 февраля 2008 года, а также оплачивали арендную плату, что не является основанием для отмены решений судов, поскольку земельный участок был занят павильоном административного истца до его демонтажа 18 декабря 2020 года, то в силу принципа платности землепользования, он обязан был оплачивать фактическое использование земельного участка.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 02 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 10 октября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. Усенко Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.