Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Борс Х.З, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбачева П.А, поступившую в суд первой инстанции 12 июля 2022 года, на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 07 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Горбачева П.А. к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Козловой В.В, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения о приостановлении незаконным, понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горбачев П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Козловой В.В, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения о приостановлении незаконным, понуждении совершить определенные действия.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 апреля 2022 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 07 июня 2022 года оставлено без изменения решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 апреля 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Горбачев П.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, в соответствии с доверенности серии N от 11 марта 2015 года, удостоверенной частным нотариусом Киевского городского нотариального округа Краснощек Л.М, зарегистрированной в реестре за N198, гражданин Украины Горбачев Д.А. на основании договора поручения, заключенного в устной форме, уполномочил Горбачева П.А. быть его представителем во всех организациях компетентных органах Российской Федерации в Республике Крым по всем вопросам, связанным в том числе с регистрацией и постановкой на учет земельного участка "адрес" с правом продажи по цене и на условиях по его усмотрению. В соответствии с указанной доверенностью Горбачеву П.А. предоставлено право, в том числе на составление и подписание договора купли-продажи, государственной регистрации, перехода права собственности и других полномочий, касающихся данного земельного участка. Доверенность серии N от 11 марта 2015 года выдана с правом передоверия сроком на десять лет и действительна до 11 марта 2025 года, зарегистрирована в Едином реестре доверенностей Украины 11 марта 2015 года, регистрационный номер 42127078.
Согласно материалам дела, из доверенности серии N от 31 августа 2021 года, удостоверенной нотариусом Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым Астраханцевой Н.В, зарегистрированной в реестре N82/14-н/82-2021-2-914, Горбачев П.А, действующий от имени Горбачева Д.А, уполномочил Носова В.А, быть представителем Горбачева Д.А. по всем вопросам, связанным с регистрацией и постановкой на учет земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с правом продажи по цене и на условиях по усмотрению указанного земельного участка. Данная доверенность выдана до 11 марта 2025 года с запретом на передоверие полномочий по настоящей доверенности другим лицам.
11 февраля 2022 года между Горбачевым Д.А. (Продавец), в лице представителя Носова В.А, действующего на основании доверенности, и Горбачевым П.А. (Покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 1000 кв.м, кадастровый номер N расположенного по адресу: "адрес"
Также 11 февраля 2022 года через ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Горбачев П.А. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок, площадью 1000кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес", предоставив договор купли-продажи земельного участка от 11 февраля 2022 года (б/н), квитанцию об уплате государственной пошлины.
В этот же день представитель Горбачева Д.А. - Носов В.А. подал в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявление о регистрации перехода прав на земельный участок, площадью 1000кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес" приложив к заявлению доверенность от 11 марта 2015 года, извлечение о регистрации в Едином реестре доверенностей от 11 марта 2015 года (б/н), доверенность от 31 августа 2021 года, договор купли-продажи земельного участка от 11 февраля 2022 года.
Уведомлением государственного регистратора Козловой В.В. от 24 февраля 2022 года NКУВД-001/2022-5366269/1, приостановлено осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером N, на основании пункта 7 части 1 статьи26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В пункте 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 6 вышеназванной статьи государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Исходя из части 1 статьи 14 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Федерального закона N218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ установлены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. Указано, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - государственная услуга), в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, регламентированы положениями Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года N 278 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки органом регистрации прав устанавливаются: наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Исходя из изложенного, указание в административном иске и в апелляционной жалобе на необходимость административному ответчику зарегистрировать переход права на объект недвижимости без проведения каких-либо действий по проверке соответствия представленных на регистрацию документов, не соответствует вышеперечисленным нормам права, а потому не принимается во внимание.
Согласно положениям статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (пункт 1).
Не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок (пункт 2).
Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 3).
Согласно материалам дела, основанием для приостановления осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером N на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ послужило то обстоятельство, что на государственную регистрацию представлен договор купли-продажи земельного участка от 11 февраля 2022 года, согласно которому Носов В.А, действующий по доверенности, продает Горбачеву П.А. земельный участок, однако согласно представленной доверенности р/н 198 от 11 марта 2015 года собственник земельного участка Горбачев Д.А. уполномочил Горбачева П.А. быть представителем и отчуждать имущество.
Таким образом, судами нижестоящих инстанций верно было указано, что из содержания доверенности от 11 марта 2015 года не следует, что воля собственника земельного участка Горюачева Д.А. была направлена на переход права собственности к представителю Горбачеву П.А.
Судом апелляционной инстанции так же верно было указано, что у государственного регистратора при проведении правовой экспертизы возникли обоснованные сомнения относительно содержания представленного на регистрацию договора купли - продажи, поскольку цена отчуждаемого имущества определена в 1 рубль.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, действуя в пределах представленных полномочий, установив в рамках проведенной правовой экспертизы несоответствие представленных документов положениям статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно осуществил действия в соответствии с положениями пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по приостановлению государственной регистрации права с вынесением соответствующего уведомления от 24 февраля 2022 года NКУВД-001/2022-5366269/1.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 07 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 12 октября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Х.З. Борс Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.