Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 июля 2022 года по административному исковому заявлению Писаренко А.А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю, государственным регистраторам Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Шевцовой О.А, Овчинниковой Г.А, Топольницкому В.О. об оспаривании решений об отказе в государственной регистрации прав.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Писаренко А.А. обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление) о признании незаконным решений о приостановлении государственной регистрации.
Впоследствии административный истец обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением к Управлению о признании незаконным решений об отказе в государственной регистрации прав.
Определением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 18 февраля 2022 года административные дела N и N объединены в одно административное судопроизводство с присвоением делу N
На основании части 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Писаренко А.А. заявил об отказе от части требований:
- возложить на Управление обязанность возобновить рассмотрение заявления Писаренко А.А. в лице представителя Исхаковой В.Р. о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества) в отношении квартиры с кадастровым номером "данные изъяты", назначение: жилое помещение, площадью 85 кв. м, местонахождение: "адрес" (далее - спорный объект);
- возложить на Управление обязанность возобновить рассмотрение заявления Писаренко А.А. в лице представителя Исхаковой В.Р. о государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества) в отношении спорного объекта.
В обоснование административного иска Писаренко А.А. указал, что 15 ноября 2021 года он в лице представителя по доверенности Исхаковой В.Р. и Сухобокый Я.Е. заключили договор купли-продажи квартиры, по условиям которого Писаренко А.А. продал, а Сухобокый Я.Е. купил недвижимое имущество - спорный объект. 9 декабря 2021 года Писаренко А.А. в лице представителя Исхаковой В.Р, действующей на основании доверенности от 15 ноября 2021 года, удостоверенной ФИО (частный нотариус Киевского нотариального округа), реестровый N, обратился в Управление с заявлениями в отношении спорного объекта. Решением государственного регистратора Управления Шевцовой О.А, оформленным уведомлением от 22 декабря 2021 года N, действия по государственной регистрации прав по заявлению N были приостановлены до 24 января 2022 года для проведения правовой экспертизы, в целях установления факта подлинности представленной доверенности, а также сведений, содержащихся в ней в отношении доверителя, доверенного лица, переданных полномочий, объектов недвижимости и прочего, Управлением направлен запрос нотариусу Лукьянчук Ю.П, ответ на который на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации в адрес административного ответчика не поступил. Решением государственного регистратора Управления Шевцовой О.А, оформленным уведомлением от 22 декабря 2021 года N, действия по государственной регистрации перехода права по заявлению N были приостановлены до 24 января 2022 года по аналогичному основанию. 24 января 2022 года государственный регистратор Управления Овчинникова Г.А. приняла решение об отказе в государственной регистрации прав в связи с истечением 24 января 2022 года срока приостановления и неустранением приведенных в уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Решением государственного регистратора Управления Топольницкого В.О. от 25 января 2022 года административному истцу было отказано в государственной регистрации перехода права по заявлению N по аналогичному основанию. Административный истец считает, что оспариваемые решения нарушают его права и законные интересы, поскольку создают препятствие к получению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 февраля 2022 года административный иск Писаренко А.А. удовлетворен. Признано незаконным решение государственного регистратора Управления Шевцовой О.А, оформленное уведомлением от 22 декабря 2021 года N, о приостановлении действий по государственной регистрации прав; признано незаконным решение государственного регистратора Управления Шевцовой О.А, оформленное уведомлением от 22 декабря 2021 года N о приостановлении действий по государственной регистрации перехода права; признано незаконным решение государственного регистратора Управления Овчинниковой Г.А, оформленное уведомлением от 24 января 2022 года N N об отказе в государственной регистрации нрав; признано незаконным решение государственного регистратора Управления Топольницкого В.О, оформленное уведомлением N N от 25 января 2022 года, об отказе в государственной регистрации перехода прав; на Управление возложена обязанность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу последовательно осуществить: государственную регистрацию права собственности Писаренко А.А. на спорный объект на основании заявления от 9 декабря 2021 года N и государственную регистрацию перехода права собственности на данный объект от Писаренко А.А. к Сухобокому Я.Е. на основании заявления от 9 декабря 2021 года N
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 июля 2022 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 февраля 2022 года изменено в части возложения на Управление обязанности в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу последовательно осуществить: государственную регистрацию права собственности Писаренко А.А. на спорный объект на основании заявления от 9 декабря 2021 года N и государственную регистрацию перехода права собственности на данный объект недвижимости от Писаренко А.А. к Сухобокому Я.Е. на основании заявления от 9 декабря 2021 года N N На Управление возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Писаренко А.А. от 9 декабря 2021 года N и N
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 августа 2022 года, Управление ставит вопрос об отмене решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 февраля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 июля 2022 года. Заявитель считает обжалуемые судебные акты принятыми с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, не соответствующим требованиям действующего законодательства, указывает, что оспариваемый отказ оставлен без оценки на предмет соответствия закону или иному нормативному правовому акту, апелляционное определение принято с выходом за пределы судебного контроля за деятельностью органа государственной власти. Ссылается на обязанность государственного регистратора при проведении правовой экспертизы представленных документов на предмет их подлинности или достоверности содержащихся в их сведений, в том числе удостовериться в том, что отсутствует информация в письменной форме, свидетельствующая, что представленные на государственную регистрацию прав документы являются поддельными или данные документы содержат недостоверные сведения.
Определением судьи от 31 августа 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы представитель Писаренко А.А. по доверенности Исхакова В.Р. выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, от Управления поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения представителя Писаренко А.А. по доверенности Исхаковой В.Р, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Статьей 14 Закона 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных приведенным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу положений пунктов 2, 3 части 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
- уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Закона.
Как видно из материалов дела, 15 ноября 2021 года Писаренко А.А. в лице представителя по доверенности Исхаковой В.Р. и Сухобокым Я.Е. заключен договор купли-продажи квартиры, по условиям которого Писаренко А.А. продал, а Сухобокый Я.Е. купил спорный объект.
Административный истец в лице представителя Исхаковой В.Р. обратился в Управление с заявлениями в отношении спорного объекта:
N о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГР?? сведений об объекте недвижимого имущества) - для государственной регистрации права собственности на квартиру, возникшего у административного истца до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
N о государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества).
Решением государственного регистратора Управления Шевцовой О.А, оформленным уведомлением от 22 декабря 2021 года N, действия по государственной регистрации прав по заявлению N были приостановлены до 24 января 2022 года на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, поскольку при проведении правовой экспертизу документов, представленных от имени Писаренко А.А. его представителем, у регистратора возникли сомнения в подлинности доверенности от 15 ноября 2021 года, выданной частным нотариусом Киевского нотариального округа ФИО Севреестром направлен запрос нотариусу ФИО ответ на который на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации в адрес Севреестра не поступил. Решение о государственной регистрации будет принято после получения ответа на межведомственный запрос.
Решением государственного регистратора Управления Шевцовой О.А, оформленным уведомлением от 22 декабря 2021 года N действия по государственной регистрации перехода нрава по заявлению N были приостановлены до 24 января 2022 года по аналогичному основанию.
24 января 2022 года государственным регистратором Управления Овчинниковой Г.А. было принято решение, оформленное уведомлением N об отказе в государственной регистрации прав по заявлению N на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, в связи с истечением 24 января 2022 года срока приостановления государственной регистрации прав и неустранением приведенной в уведомлении причины (причин), препятствующей осуществлению государственной регистрации прав.
Решением государственного регистратора Управления Топольницкого В.О, оформленным уведомлением N от 25 января 2022 года, административному истцу было отказано в государственной регистрации перехода права по заявлению N по аналогичному (за исключением иного номера запроса Управления нотариусу) основанию.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение об отказе в государственной регистрации прав по заявлениям Писаренко А.А. приняты административным ответчиком в отсутствие необходимых оснований в силу Закона N 218-ФЗ.
При этом суд указал, что в случае сомнения в подлинности представленного документа государственный регистратор должен направить материалы в правоохранительные органы для проведения проверки в порядке статей 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на предмет возбуждения уголовного дела. Однако из положений Закона N 218-ФЗ следует, что направление государственным регистратором соответствующего сообщения о преступлении в порядке статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для приостановления государственной регистрации прав и, соответственно, для отказа в регистрации прав.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в данной части согласился
В то же время, изменяя судебный акт в части, судебная коллегия исходила из того, что суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о государственной регистрации недвижимости, в связи с чем возложила на Управление обязанность повторно рассмотреть заявления Писаренко А.А. от 9 декабря 2021 года N и N
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемых решений административного ответчика.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию Управления в судах первой и второй инстанций, которым дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, опровергающих выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд, вопреки доводам кассационной жаобы, находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 17 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.