Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Борс Х.З, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Обуховой Н.В, поступившую в суд первой инстанции 08 сентября 2022 года, на решение Ялтинского городского суда от 01 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 07 сентября 2022 года по административномуделу по административному исковому заявлению Обуховой Н.В, Сардыко С.А. к Территориальной избирательной комиссии города Ялта, избирательной комиссии Республики Крым, кандидату в депутаты Ялтинского городского Совета второго созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Ключникову Р.В. об отмене регистрации кандидата.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения Обуховой Н.В. и Сардыко С.А, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровскую Е.Н, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Обухова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии города Ялта, Избирательной комиссии Республики Крым об отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 106/953-2 от 03 августа 2022года о регистрации кандидата Ключникова Р.В, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию опубликовать сведения об отмене его регистрации; расформировании Территориальной избирательной комиссии города Ялта Республики Крым.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от24августа 2022 года отказано в принятии административного искового заявления Обуховой Н.В. к Территориальной избирательной комиссии города Ялта, Избирательной комиссии Республики Крым в части требования о расформировании территориальной избирательной комиссии.
Сардыко С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии города Ялта, Избирательной комиссии Республики Крым об отмене решения Территориальной избирательной комиссии N106/953/2 от03августа 2022 года о регистрации кандидата Ключникова Р.В, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию опубликовать сведения об отмене его регистрации.
Определением от 29 августа 2022 года административные исковые заявления Обуховой Н.В. и Сардыко С.А. объединены в одно производство.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от01сентября 2022 года в удовлетворении административных исковых заявлений Обуховой Н.В, Сардыко С.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от07сентября 2022 года оставлено без изменения решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 01 сентября 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Обухова Н.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
От прокурора Алескерова Д.А, участвовавшего в деле, поступили возражения на кассационную жалобу, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, прокурор просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От представителя Ялтинского местного отделения Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" - Устименко А.И. поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя политической партии, а так же выражено несогласие с доводами кассационной жалобы.
От председателя Территориальной избирательной комиссии города Ялта Республики Крым - Фатеевой О.И. поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя ТИК.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовала Обухова Н.В. и Сардыко С.А, доводы кассационной жалобы поддержали, настаивали на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровская Е.Н. доводами кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Право обжалования в суд решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан, предусмотрено пунктом 1 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно указанному Федеральному закону 67-ФЗ выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно (части 5 и 7 статьи3).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Республике Крым, являются Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закон Республики Крым от 5 июня 2014 года N 17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым N 17-ЗРК).
В соответствии с частью 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Согласно материалам дела, полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 1 июня 2022 года N 141/939-2 возложены на Территориальную избирательную комиссию города Ялты Республики Крым.
21 июня 2022 года решением Территориальной избирательной комиссии города Ялты Республики Крым N 99/674-2 назначены дополнительные выборы депутата представительного органа муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N 7.
25 июня 2022 года Территориальной избирательной комиссией города Ялты Республики Крым принято решение N 100/889-2 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва на территориальную избирательную комиссию города Ялты Республики Крым".
Согласно материалам дела, Крымское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" имеет статус зарегистрированой в установленном законом порядке, о чем Министерством юстиции Российской Федерации выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 25 апреля 2014 года с учетным номером 9112060001.
Решением Местного политического совета Ялтинского местного отделения Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 8 июля 2022 года Ключников Р.В. выдвинут кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва на дополнительных выборах депутатов Ялтинского городского совета второго созыва по одномандатному избирательному округу N 7, что также следует из выписки из протокола N7 от 8 июля 2022года.
Представленные Местным политическим советом Ялтинского местного отделения Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" кандидатуры для последующего выдвижения Местным политическим советом Ялтинского местного отделения кандидатами в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва, в том числе согласно списка - КлючниковР.В. по одномандатному избирательному округу N 7, согласованы решением Президиума Регионального политического совета Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 30 июня 2022 года.
03 августа 2022 года решением Территориальной избирательной комиссии города Ялты Республики Крым N106/953-2 Ключников Р.В, выдвинутый избирательным объединением "Ялтинское местное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N 7.
Решением Территориальной избирательной комиссии города Ялты Республики Крым от 29 июля 2022 года N 105/948-2 Сардыко С.А, выдвинутый избирательным объединением "Крымское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N 7.
Решением Территориальной избирательной комиссии города Ялты Республики Крым от 6 августа 2022 года N 107/961-2 кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N 7 также зарегистрирована Обухова Н.В, выдвинутая в порядке самовыдвижения.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к правильному выводу о том, что весь перечень документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты, Ключниковым Р.В. был предоставлен, Территориальной избирательной комиссией города Ялты Республики Крым были направлены запросы для проверки достоверности сведений о судимости кандидатов и фактах привлечения к административной ответственности, доказательства сокрытия Ключниковым Р.В. сведений о своей судимости, отсутствуют, наличие исполнительного производства, по которому Ключников Р.В. являлся должником, не препятствует ему в регистрации на должность кандидата в депутаты. Ключников Р.В. является членом политической партии "Единая Россия", выдвижение партией (их подразделениями) кандидатов не требует сбора подписей, кандидат считается поддержанным избирателями. Доказательства, подтверждающие нарушение КлючниковымР.В. правил предвыборной агитации или подкупа избирателей, отсутствуют. Судами также было указано, что административными истцами в исках не указано на конкретные обстоятельства, которые, по их мнению, являются нарушениями и влекут отмену регистрации кандидата в депутаты Ключникова Р.В. Доводы административных истцов являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм закона и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены регистрации кандидата.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона N 67-ФЗ деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчёте голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
Пунктом 6 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
В пункте 2 поименованной статьи указывается, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года её окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно пункту 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, сведения об этом должны быть указаны в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определённых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ регламентировано, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трёх месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.
Аналогичные требования предусмотрены статьёй 40 Закона Республики Крым N 17-ЗРК.
В пункте 2.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрированные в соответствии с законом общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, их структурные подразделения вправе предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями. Включение таких кандидатур в списки кандидатов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О политических партиях".
Порядок выдвижение кандидатов избирательным объединением регламентирован также статьёй 37 Закона Республики Крым N 17-ЗРК.
Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, согласно положениям пункта 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включённых в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включённых в список кандидатов. Если в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона "О политических партиях", и список граждан, включённых на основании этого соглашения в список кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе.
Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трёх дней со дня приёма документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (её регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Из пункта 3 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что на выборах депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований выдвижение политической партией, её региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным отделением или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии) (далее в настоящей статье - выдвижение политической партией) кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
Указанные положения также отражены в статье 42 Закона Республики Крым N 17-ЗРК.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, что следует из пункта 1 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Пунктом 3 поименованной статьи Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещёнными законом методами.
При этом в соответствии с пунктом 4 данной статьи кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят её, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для её проведения иных лиц.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 7 поименованной статьи регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определённого результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определённым кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отсутствии нарушений Федерального закона N67-ФЗ, либо иного законодательства, на которые указывают административные истцы.
"Ялтинское местное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" образовано в соответствии с пунктами 6.3 (л. 12 Устава), 14.2.1 (л. 53 Устава) Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" (л.д. 170-245 т. 1) и осуществляет свою деятельность без образования юридического лица (пункт 14.2.1 Устава), в связи с чем доводы кассационной жалобы в указанной части не состоятельны.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда от 01 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 07 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 13октября 2022года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Х.З. Борс
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.