Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.М, судей Ивановой О.Н, Макаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цукановой Аллы Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования Туапсинский район о признании права на получение мер социальной поддержки по кассационной жалобе Цукановой Аллы Владимировны в лице представителя по доверенности Пельхера Константина Борисовича на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.М, выслушав Цуканову А.В, представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности - Князеву Н.А, судебная коллегия
установила:
Цуканова А.В, действуя в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, обратилась в суд с иском к администрации МО Туапсинский район о признании права на получение мер социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 марта 2022 года, в удовлетворении требований Цукановой А.В. отказано.
В кассационной жалобе представитель истца просит отменить судебные акты, исковые требования Цукановой А.В. удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела решения суда по аналогичному спору, допустил существенные нарушения норм процессуального права. По мнению заявителя, истцом соблюдены все необходимые условия для получения мер социальной поддержки в виде единовременной материальной в размере 10 000 рублей и единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
Определением судьи от 27 апреля 2022 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущены.
Судами установлено, что 05 июля 2021 года в Туапсинском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное происшествие - подтопление, факт которого в силу ст. 61 ГПК РФ является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 05 июля 2021 года N 1015 "О введении режима функционирования Туапсинского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края "Чрезвычайная ситуация" введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования Туапсинский район.
Также установлено, что Чаусова Е.Л. (мать истца Цукановой А.В) является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", пгт. Джубга, "адрес".
Согласно акту комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", имущество утрачено полностью, согласно заключению об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина уровень воды в жилом помещении составлял 80 см.
Истец, ссылаясь на проживание с детьми по адресу: "адрес", полагает, что имеет право на получение мер социальной поддержки в виде единовременной материальной и финансовой помощи согласно указанному постановлению администрации муниципального образования Туапсинский район от 06 июля 2021 года N.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив отсутствие доказательств регистрации истца на момент чрезвычайной ситуации по указанному адресу "адрес", а также доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания по указанному адресу, с учетом установленного факта использования домовладения в качестве гостиницы, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Цукановой А.В, поскольку основания для включения в списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Туапсинского района, имеющих право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к верному выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления.
Оснований ставить под сомнение выводы судов обеих инстанций суд кассационной инстанции по результатам изучения дела не установил, принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применены подлежащие применению нормы материального права, регулирующие спорные отношения, соблюдены требования процессуального закона.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абз. 2 и 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С целью оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, администрацией муниципального образования Туапсинский район принят Порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район (далее - Порядок), утвержденный постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 06 июля 2021 года N 1017.
В соответствии с п. 2 Порядка, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека и финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
При этом для получения единовременной материальной помощи обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п. 3 Порядка).
Для получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином части или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Из вышеизложенного следует, что обязательными условиями для включения граждан в список граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, прошедшими на территории муниципального образования Туапсинский район 5 июля 2021 года, помимо прочего, является постоянное проживание в месте подтопления и регистрация в нем.
С целью реализации Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 06 июля 2021 года N 1017, на основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 06 июля 2021 года N 1018 "О проведении обследования жилых домов, попавших в зону чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями на территории муниципального образования Туапсинский район 05 июля 2021 года" созданы выездные комиссии по проведению обследования жилых домов (помещений) поврежденных (разрушенных) в результате чрезвычайной ситуации и обследованию утраченного имущества для дальнейшего составления заключения об установлении фактов нарушений условий жизнедеятельности и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости.
Абзацем вторым ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абз. 4 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Приведенные нормативные положения законодательства судами нижестоящих инстанций к спорным отношениям применены правильно.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что представленные истцом документы объективно не подтверждают факт постоянного проживания истца на территории домовладения, которому причинен ущерб в связи с подтоплением.
Иных доказательств, объективно подтверждающих факт постоянного проживания в домовладении по адресу: "адрес" в материалы дела не представлено, в то время как подтверждение реальности нахождения гражданина в месте его постоянного проживания не должно составлять для него труда.
Ввиду того, что право граждан на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека и финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей связано в силу приведенного выше правового регулирования, в том числе, с фактом постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства, а истец, как установлено судом и следует из материалов дела, зарегистрирован по иному адресу, им не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о постоянном проживании в жилом доме, которому причинен ущерб в связи с подтоплением, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соответствует подлежащим применению нормам права и юридически значимым установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и, следовательно, является правомерным.
Изложенные в кассационной жалобе доводы судом кассационной инстанции изучены и отклонены, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и могли повлиять на законность судебного акта либо опровергнуть выводы суда.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Надлежит также отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Доводы заявителя кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 ГПК РФ, при разрешении настоящего спора судом допущено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Цукановой А.В. в лице представителя по доверенности Пельхера К.Б. и отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Цукановой Аллы Владимировны в лице представителя по доверенности Пельхера Константина Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Яковлев
Судьи О.Н. Иванова
Е.В. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.