Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тахтамукайском районе Республики Адыгея о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе ФИО2 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 21 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 1 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тахтамукайском районе Республики Адыгея (далее - ГУ УПФ РФ в Тахтамукайском районе Республики Адыгея) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование исковых требований указано, что истец обратился в ГУ УПФ РФ в Тахтамукайском районе Республики Адыгея с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку имеет специальный стаж работы в летном составе гражданской авиации 25 лет.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
Ответчиком в специальный стаж не зачтены периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности второго пилота АН-2 Аркалыкского объединенного авиаотряда;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности второго пилота Кустанайского объединенного авиаотряда;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности второго пилота АН-2, АН-24 Кустанайского объединенного авиаотряда и АООТ "Кустанайавиа";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве второго пилота АН-2 СКРП Авиакомпания " ФИО4-С-Аэро";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности второго пилота ВС АН-2 СКРП ТОО "Авиакомпания "Арайавиа"", АО "АраЙавиа ФИО4";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности второго пилота ВС АН-2;
- с ДД.ММ.ГГГГ - в должности командира ВС АН-2 ТОО "Авиакомпания "АкСункар"";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира ВС АН-2 ТОО "Авиакомпания "Южное небо"";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота ВС АН-24 "Авиа Жайнар".
При этом, согласно записям, внесенным в летную книжку, у истца имеется следующий налет часов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 300 ч. 55 м. (спецавиа), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 720 ч. 29 м. (спецавиа), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 77 ч. 45 м. (спепавиа), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 142 ч. 31 м. (спецавиа), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 742 ч. (спецавиа), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 165 ч. 39 м. (спецавиа), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 99 ч. 32 м. (спецавиа), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 590 ч. 30 м. (спецавиа).
По мнению истца, указанные периоды работы незаконно исключены ответчиком из специального стажа, поскольку им предоставлены документы, достоверно подтверждающие характер его трудовой деятельности и условия работы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным и отменить решение ГУ - УПФР в Тахтамукайском районе Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении пенсии; возложить на ГУ УПФ РФ в Тахтамукайском районе Республики Адыгея обязанность засчитать ФИО2 в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота АН-2 Аркалыкского объединенного авиаотряда; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота Кустанайского объединенного авиаотряда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота АН-2, АН-24 Кустанайского объединенного авиаотряда и АООТ "Кустанайавиа", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве второго пилота АН-2 СКРП Авиакомпания " ФИО4-С-Аэро", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота ВС АН-2 СКРП ТОО "Авиакомпания "Арайавиа"", АО "АраЙавиа ФИО4", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота ВС АН-2 и с ДД.ММ.ГГГГ в должности командира ВС АН-2 ТОО "Авиакомпания "АкСункар"", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира ВС АН-2 ТОО "Авиакомпания "Южное небо"", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота ВС АН-24 "Авиа Жайнар"; возложить на ГУ УПФ РФ в Тахтамукайском районе Республики Адыгея назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 21 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 1 февраля 2022 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО2 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО2 просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В качестве оснований для отмены заявителем указано на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ УПФ РФ в Тахтамукайском районе Республики Адыгея с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ в Тахтамукайском районе Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности
При подсчете стажа ответчиком не учтены периоды:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности второго пилота АН-2 Аркалыкского объединенного авиаотряда;
-с ДД.ММ.ГГГГ по 31.01 1996 в должности второго пилота Кустанайского объединенного авиаотряда;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота АН-2, АН-24 Кустанайского объединенного авиаотряда и АООТ "Кустанайавиа";
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве второго пилота АН-2 СКРП Авиакомпания " ФИО4-С-Аэро";
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота ВС АН-2 СКРП ТОО "Авиакомпания "Арайавиа"", АО "АраИавиа ФИО4";
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота ВС АН-2 и с ДД.ММ.ГГГГ в должности командира ВС АН-2 ТОО "Авиакомпания "АкСункар"";
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира ВС АН-2 ТОО "Авиакомпания "Южное небо"";
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота ВС АН-24 "Авиа Жайнар".
Указанные периоды работы не засчитаны в специальный стаж, так как сведения о работе в трудовую книжку истца внесены с нарушением Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N (ранее - Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная постановлением Госкомтруда от ДД.ММ.ГГГГ N), в летной книжке не указан налет часов, не подтвержден факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Республики Казахстан, а также в связи с тем, что периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ, протекавшие на территории Республики Казахстан не могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по законодательству Российской Федерации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, соглашаясь с решением ответчика, исходил из того, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует документальное подтверждение характера выполняемых истцом работ на территории Республики Казахстан, отсутствуют сведения об уплате страховых взносов, с 27 июля 1996 года приостановлено действие нормы, предусматривающей назначение пенсии за выслугу лет, а с 1 января 1998 года на территории Республики Казахстан отменен институт назначения пенсии за выслугу лет. Указав, что без учета указанных периодов у истца отсутствует требуемый 25-летний специальный стаж, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для включения в страховой стаж ФИО2 спорных периодов его работы и назначении ему страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судами допущены нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 названного Закона).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Закона N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона N 400-ФЗ.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "з" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется: Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
На основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного состава, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР N 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается каждые 20 часов налета на самолете - за один месяц выслуги, а также каждые 12 часов налета в авиации специального применения - за один месяц выслуги.
Статьей 11 Закона N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Закона N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 года N 1015).
Согласно пункту 5 Правил от 2 октября 2014 года N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил от 2 октября 2014 года N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Пунктом 11 Правил от 2 октября 2014 года N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
На основании статьи 11 Соглашение от 13 марта 1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ, принимаются на территории государств участников Содружества без легализации.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Закона N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Закона N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Закона N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Закона N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (действовал на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действовали на момент возникновения спорных правоотношений, далее по тексту - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 31 Правил N 884н установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж по Списку должностей работников летного состава авиации, утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Между тем вышеприведенные положения норм материального права, регулирующие порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, в данном случае из Республики Казахстан, судом апелляционной инстанции учтены не были.
В материалы дела представлены копии справок, выданных истцу работодателями, подтверждающих факт его работы в Республике Казахстан в спорные периоды (л.д. 50-57), а также копия письма АО "ЕНПФ", содержащего сведения об учете обязательных пенсионных взносов (л.д. 58-69).
Судом не учтено, что в силу приведенного выше правового регулирования при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. В связи с чем, отмена на территории Республики Казахстан с 1998 года института досрочных пенсий не имеет значения.
Поэтому, по настоящему делу с учетом заявленных ФИО2 исковых требований и подлежащих применению норм материального права, суду следовало установить возможность включения спорных периодов работы истца в специальный стаж работы с учетом положений законодательства Российской Федерации.
Однако указанные выше обстоятельства не были определены судебными инстанциями в качестве юридически значимых при разрешении настоящего спора, что свидетельствует о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению данного дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией истцом права на назначение досрочной страховой пенсии, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права ФИО2 на судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Суждения суда апелляционной инстанции о том, что представленная истцом справка АО "Единый накопительный Пенсионный фонд" от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении обязательных пенсионных взносов не может быть принята во внимание ввиду того, что из нее не следует, что в спорные периоды работы истца работодателем представлялись сведения с указанием кода льготных условий и работодателем уплачивался дополнительный тариф страховых взносов, являются ошибочными, поскольку данная справка выдана компетентным органом иностранного государства и содержит необходимые сведения.
Для установления юридически значимых обстоятельств судам необходимо также было истребовать и исследовать материалы пенсионного дела. Вместе с тем, изучение материалов дела свидетельствует о том, что пенсионное дело судами не запрошено и предметом исследования и оценки не являлось, соответственно, судами не проверены доводы истца о наличии необходимого для назначения досрочной страховой пенсии специального стажа.
При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными и обоснованными. Допущенные судами нарушения норм права являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции"), судебная коллегия считает нужным отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в зависимости от установленных обстоятельств в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 1 февраля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.