дело N 2-1426/2021
8г-19085/2022
г. Краснодар 13 октября 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 13 октября 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 17 октября 2022 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Мельникова В.А, Песоцкого В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Евпатории Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года (судьи Калюбина А.Г, Лозовой С.В, Хмарук Н.С.) по делу по иску заместителя прокурора города Евпатории Республики Крым в интересах Фоменко Юлии Алексеевны к Администрации города Евпатории Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора города Евпатории Республики Крым обратился в суд в интересах Фоменко Ю.А. с исковым заявлением к Администрации города Евпатории Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
Требование мотивировано правом Фоменко Юлии Алексеевны как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на благоустроенное жилое помещение, гарантированного статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым она до настоящего времени не обеспечена.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены. На Администрацию города Евпатории Республики Крым после перечисления Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым денежных средств, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, возложена обязанность приобрести и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения Фоменко Ю.А, 4 марта 2000 года рождения, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на территории городского округа Евпатория.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2021 года изменено, абзац 2 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Обязать Администрацию города Евпатории Республики Крым предоставить Фоменко Юлии Алексеевны, 04 марта 2000 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на территории городского округа Евпатория."
Не согласившись с вынесенным апелляционным определением, Администрация города Евпатории Республики Крым обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Администрация города Евпатории Республики Крым указывая, что поскольку муниципальное образование поставлено в зависимость от получения субвенции, не может приобретать жилье сиротам за иные средства кроме получения субвенции, полагает судом вынесено обоснованное решение, которым предусмотрено приобретение жилья сироте Фоменко Ю.А. после перечисления Министерством денежных средств в течение трех месяцев, с учетом необходимого администрации времени для проведения аукциона по закупке жилья.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Как следует из материалов дела, Фоменко Ю.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать - Фоменко Н.С, умерла 10 января 2009 года, а сведения об отце Фоменко Ю.А, внесены в свидетельство о рождении со слов матери.
Постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 18 ноября 2015 года N 1632-п Фоменко Ю.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно уведомлению государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 30 апреля 2020 года Фоменко Ю.А. не имеет в собственности жилого помещения.
Учитывая изложенное, судом установлено, что собственного жилья, сохраненного права пользования жильем Фоменко Ю.А. не имеет.
Таким образом, поскольку Фоменко Ю.А. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и является лицом, имеющим право на получение жилья, на нее распространяются льготы, предоставленные государством на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), в связи с чем должна быть обеспечена жилым помещением, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, недвижимого имущества на праве собственности не имеет, что подтверждено материалами дела.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона N 159-ФЗ, суд первой инстанции исходил из того, что Фоменко Ю.А. жилым помещением не обеспечена, что не отрицается ответчиком.
С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, поскольку факт нарушения жилищных прав Фоменко Ю.А. установлен.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции указал, что при рассмотрении дела суд первой инстанции недостаточно проверил правовое регулирование спорных отношений, поставив дальнейшее исполнение решения суда под условие - после выделения денежных средств из Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
Так, согласно положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона Республику Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" предусмотрено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или, членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-3PK/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 пункта 3 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом пункт 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Ссылаясь на приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что процедура приобретения жилого помещения для предоставления его Фоменко Ю.А. законодательно определена. Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом прядке.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции изменил решение суда, возложил обязанность на Администрацию города Евпатории Республики Крым предоставить Фоменко Ю.А. специализированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа Евпатория Республики Крым общей площадью не менее 25 кв. м.
Кассационный суд не усматривает оснований не согласиться с таким выводом апелляционного суда и его правовым обоснованием.
Судебная коллегия кассационного суда находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом апелляционной инстанции или опровергали бы правильность выводов принятого по делу решения и поэтому не могут служить основанием к его отмене.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с указанными нормами процессуального права судом установлен перечень указанных выше имеющих значение для дела обстоятельств, должным образом распределено бремя доказывания между сторонами.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что апелляционным судом нарушены нормы материального и процессуального права при отмене указанного решения, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Обжалуемое апелляционное определение принято с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи В.А. Мельников
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.