Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Ялты Республики Крым о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Ялты Республики Крым (далее также- администрация) о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что постановлением администрации г. Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 признана лицом, имеющим право на получение безвозмездной субсидии за счет бюджетных ассигнований в размере 2 824 132, 50 руб.
ДД.ММ.ГГГГ истица заключила с ФИО8 и ООО "Сан Плаза" договор купли-продажи квартиры, расположенный по адресу: "адрес", с первоначальным взносом, равным размеру субсидии. Для оплаты стоимости квартиры, превышающей сумму субсидии, истицей был заключен кредитный договор.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии, однако субсидия ей не выплачена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, ФИО1 просила суд признать незаконным бездействие администрации г. Ялты Республики Крым в части невыплаты субсидии на приобретение жилого помещения и обязать администрацию "адрес" Республики Крым в течение 30 календарных дней выплатить ФИО1 субсидию в общей сумме 3 163 028, 40 руб. за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, перечислив ее на специальный банковский счёт физического лица, открытый в рамках подпрограммы "ЖИЛИЩЕ" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республика Крым от 14 апреля 2022 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы заявительница ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие. ФИО1, участвовавшая в судебном заседании 16 августа 2022 года, доводы кассационной жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами нижестоящих инстанций не допущено.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый на основании ст. ст. 7, 40, 72 Конституции Российской Федерации.
Названный Федеральный закон относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 16).
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеющего характер специального правового регулирования по вопросам жилищных правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 данного Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся иные вопросы - помимо прямо поименованных в пунктах 1 - 9.3 этой части, - отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации данным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Часть 3 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Согласно статье 26 Закона Республики Крым от 16 сентября 2014 года N 76-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Крым" гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, устанавливаются статьей 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Законами Республики Крым и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Статьей 63 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым определены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему и дополнительные гарантии для муниципального служащего. Согласно части первой указанной статьи гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, устанавливаются Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Республики Крым от 16.09.2016 N 76-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Крым".
В части второй данной статьи определено, что дополнительно к гарантиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи муниципальному служащему гарантируется, в том числе, единовременная выплата на приобретение жилья один раз за весь период муниципальной службы. Порядок и условия предоставления гарантий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются решением Ялтинского городского совета Республики Крым. Финансирование расходов, связанных с предоставлением муниципальным служащим дополнительных гарантий, производится за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Решением Ялтинского городского совета от 18.08.2020 N 20 утвержден Порядок предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым служащим органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее- Порядок).
Согласно п. 5.5. Порядка решение о предоставлении либо отказе претенденту на получение субсидии принимается главой администрации г. Ялта на основании решения Комиссии по предоставлению субсидии при условии наличия средств в бюджете муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В п. 5.14 Порядка предусмотрено, что прием заявлений о предоставлении субсидии производится в пределах предусмотренного объема средств в текущем году. При отсутствии таких средств в текущем году прием заявлений о предоставлении субсидии не осуществляется, о чем администрацией принимается соответствующее решение.
Постановлением администрации г. Ялта от 16.03.2021 N 533-п создана Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления муниципальным служащим муниципального образования городской округ Ялта единовременной субсидии на приобретение жилья, утвержден ее должностной состав, утверждено положение о комиссии.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и ФИО1 заключен договор, в соответствии с которым муниципальному служащему ФИО1 предоставлена работа по должности главного специалиста сектора по взаимодействию с санаторно-курортным комплексом отдела по курортам и туризму администрации "адрес" Республики Крым.
На основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ N с учетом изменений, внесенных постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 с составом семьи из двух человек (дочь ФИО6) признана малоимущей с правом предоставления жилого помещения по договору социального найма и принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 признана лицом, соответствующим категории граждан, имеющих право претендовать на получение безвозмездных субсидий для приобретения жилых помещений за счет бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и включена в список претендентов на получение указанных субсидий.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с заключением отдела по вопросам квартирного учета Департамента имущественных и земельных отношений администрации размер выплаты определен в размере не менее 3 163 028 руб. 40 коп.
ДД.ММ.ГГГГ между РНКБ Банк (ПАО) и ФИО1, ФИО8 заключен кредитный договор на сумму 3 475 867, 50 руб. сроком на 300 месяцев с процентной ставкой в размере 6, 5% годовых. Исполнение обязательств по кредитному договору обеспечено залогом, предметом которого является "адрес" площадью 80, 4 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", стоимостью 6 300 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Сан Плаза", ФИО1, ФИО8 заключен договор купли-продажи указанной квартиры, в соответствии с которым истица приобрела 227/402 долей в праве собственности на данную квартиру. Стороны договорились, что расчет по договору производится за счет безвозмездной субсидии в размере 2 824 132, 50 руб, право на которую принадлежит ФИО1, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в качестве первоначального взноса. Денежная сумма в размере 3 475 867, 50 руб. выплачивается за счет кредитных денежных средств, предоставленных покупателям по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с РНКБ Банк (ПАО) (п. 6).
Право собственности ФИО1 на указанную квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к главе администрации г. Ялта с заявлением о предоставлении субсидии на уплату первоначального взноса по ипотечному кредиту для приобретения жилого помещения путем перечисления субсидии в размере 2 824 132, 50 руб. на расчетный счет ООО "Сан Плаза".
ДД.ММ.ГГГГ начальник Департамента имущественных и земельных отношений администрации сообщил ФИО1 об отсутствии правовых оснований для принятия заявления в связи с тем, что денежные средства на 2021 год на предоставление безвозмездных субсидий служащим органов местного самоуправления администрации на приобретение жилья в бюджете муниципального образования городской округ Ялта не предусмотрены.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта сообщено истице о том, что на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ N приостановлен прием заявлений о признании претендентами на получение субсидии и включении в список лиц, претендующих на получение субсидии до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с повышенными затратами из бюджета муниципального образования, направленными на приобретение и обслуживание оборудования обсерваторов, дезинфекций территорий и зданий, многоквартирных домов, иных профилактических мер, на выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, а также в связи с отсутствием предусмотренного в 2021 году объема денежных средств в бюджете на предоставление безвозмездных субсидий на приобретение жилья за счет средств бюджета служащим органов местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Ялтинского городского совета первому заместителю главы администрации г. Ялта указано на необходимость принять муниципальную программу "Улучшение жилищных условий муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта" с целью реализации жилищных прав муниципальных служащих, которую вынести на утверждение Ялтинского городского совета.
Из сообщения Ялтинского городского совета в адрес ФИО1 установлено, что указанная выше программа на утверждение Ялтинского городского совета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выносилась.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права и исходил из того, что решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии главой администрации г. Ялты на основании решения Комиссии по предоставлению субсидии не принималось, на заседании Комиссии заявление Зюзиной Т.С. не рассматривалось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, сославшись также на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что представительный орган, осуществляя соответствующее правовое регулирование, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально- экономическое положение публично-территориального образования и возможности его бюджета, и при определении размера соответствующей выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства, избегая необходимости перераспределения бюджетных средств в ущерб приоритетным задачам по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения (Постановление от 5 апреля 2013 года N 7-П и Определение от 10 октября 2013 года N 1591-0, Определение от 06.06.2019г N1508-0).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Указанные выводы основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения субсидией для приобретения жилья муниципальным служащим не может служить основанием для отказа или длительной не реализации конституционного права на жилище, и что отсутствует решение, которым приостановлен прием заявлений о предоставлении субсидии, заявлялись истицей при рассмотрении настоящего дела и получили надлежащую оценку.
В данном случае уполномоченным органом соответствующее решение о предоставлении субсидии не принималось, прием заявлений о предоставлении субсидии для их рассмотрения на заседании комиссии, не осуществлялся ввиду отсутствия в бюджете средств, предусмотренных для этих целей, муниципальная программа "Улучшение жилищных условий муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" не принята, ответ на заявление истицы о предоставлении субсидии дан в установленный срок. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований, не имелось.
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов, в целом, связано с неверным толкованием норм материального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республика Крым от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.