г. Краснодар 10 октября 2022 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Авериной Е.Г, рассмотрев гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" к Барсегян А.А. о возврате незаконного полученного пособия по безработице, по кассационной жалобе государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" на решение мирового судьи судебного участка N172 Лабинского района Краснодарского края от 14 апреля 2022 года, апелляционное определение Лабинского районного суда Краснодарского края от 24 июня 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" обратилось в суд с иском к Барсегян А.А, в котором просило взыскать с ответчика в свою пользу сумму денежных средств в виде незаконно полученного пособия по безработице в размере 6 000 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N172 Лабинского района Краснодарского края от 14 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением Лабинского районного суда Краснодарского края от 24 июня 2022 года решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" просит отменить указанное судебные акты, в связи существенными нарушениями норм материального права, несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых постановлениях, фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы истец ссылается на то, что до Барсегян А.А. доведена информация об условиях получения пособия по безработице в повышенном размере и положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N485 и от 10 июня 2020 года N346. Полагает, что судом в нарушении положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дана надлежащая оценка доводам истца, подтверждающим вышеназванные сведения, которые отражены в личном кабинете ответчика. Считает, что обстоятельства, исключающие возврат неосновательного обогащения отсутствуют, поскольку со стороны Барсегян А.А. имело место недобросовестность и злоупотребление правом.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Таких оснований для проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле, не усматривается.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, приходит к выводу о том, что по настоящему делу таких нарушений судом не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 5 мая 2020 года Барсегян А.А. обратилась в Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" путем подачи заявления в электронной форме о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В графе "Сведения о детях" ответчиком указаны: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Барсегян А.А. признана безработной, ей назначена выплата пособия по безработице в размере 1 500 рублей, начиная с 5 мая 2020 года по 4 августа 2020 года. С указанным приказом ответчик под роспись не ознакомлена, однако копия приказа была выслана ей на электронную почту.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ ответчику увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице с 5 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года, установлен размер пособия в размере 4 500 рублей (с 5 августа 2020 года по 31 августа 2020 года) и 1 500 рублей с 1 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года. Копия указанного приказа выслана ответчику для ознакомления на электронную почту.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ с 5 мая 2020 года по 31 августа 2020 года назначено пособие в размере 4 500 рублей, а с 1 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере 10 500 рублей.
14 августа 2020 года Сукасян Р.Н. (супруг ответчика) обратился в государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" путем подачи заявления в электронной форме о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В графе "Сведения о детях" также указаны: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Сукасян Р.Н. признан безработным с назначением пособия по безработице в размере 12 130 рублей, начиная с 14 августа 2020 года по 13 ноября 2020 года.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ установлен размер пособия по безработице в размере 18 130 рублей (с 14 августа 2020 года по 31 августа 2020 года, 1 500 рублей (с 1 сентября 2020 года по 13 ноября 2020 года).
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок начисления пособия: с 14 августа 2020 года по 31 августа 2020 года - 18 130 рублей; с 1 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года - 18 130 рублей, в том числе доплата на детей в размере 6 000 рублей; с 1 октября 2020 года по 13 ноября 2020 года - 12 130 рублей.
В период с 1 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года доплата к пособиям по безработице на детей в размере 3 000 рублей за каждого ребенка выплачивалась одновременно обоим родителям. В ходе проверки выяснилось, что за период с 1 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года Барсегян А.А. была произведена переплата пособия по безработице в размере 6 000 рублей, поскольку в расчет было принято наличие у ответчика двоих детей.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения, суды первой и апелляционной инстанции исходя из отсутствия виновных и недобросовестных действий при получении Барсегян А.А. пособия по безработице, установив ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей сотрудниками государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. При этом суды исходили из того, что при обращении в орган социальной защиты населения ответчику не разъяснялась информация относительно того, что доплата на детей назначается только одному из родителей, а также последствия одновременного получения доплаты обоими родителями.
Суд кассационной инстанции находит выводы нижестоящих судов правомерными и не может согласиться с доводами кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с пунктом 1 Временных правил, данные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации пункт 2 Временных правил).
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).
Центры занятости населения с 1 июня 2020 года запрашивают сведения: в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния с использованием информационно-аналитической системы - о государственной регистрации рождения детей гражданина, заполнившего заявление в электронной форме. В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимая информация запрашивается в соответствующих органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния"; в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы - о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, в органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 года осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 4(1) Временных правил).
При неполучении центром занятости населения необходимых сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия гражданин вправе представить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме, центр занятости населения вправе запросить у гражданина через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме (пункт 4(3) Временных правил).
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 346 установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1 500 рублей. При этом минимальная величина пособия по безработице в мае - августе устанавливается в размере 4 500 рублей.
Пункт 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" также устанавливает, что гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 года и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - июне 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3 000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю); гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне - сентябре 2020 года увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3 000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установив, что Барсегян А.А. не была уведомлена истцом о невозможности получения доплаты к пособию на детей двумя родителями, порядок получения доплаты на детей ответчику истцу не разъяснялся, руководствуясь приведенными выше нормами права, в том числе положениями пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не представлены надлежащие и допустимые доказательства бесспорно свидетельствующие о недобросовестности со стороны ответчика в незаконном получении надбавки к пособию по безработице в связи с наличием у ответчика несовершеннолетних детей, умышленном сокрытии информации о получении такой надбавки её супругом (который обратился в государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" для постановки на учет в качестве безработного позже Барсегян А.А.), с целью получения пособия по безработице в повышенном размере.
Суд кассационный инстанции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суды пришли к данным выводам, изложены в обжалуемых судебных постановлениях и дополнительном обосновании не нуждаются.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны истца в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом исследования и оценки судебными инстанциями, нашли верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку мировым судьей и судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение мирового судьи судебного участка N172 Лабинского района Краснодарского края от 14 апреля 2022 года, апелляционное определение Лабинского районного суда Краснодарского края от 24 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" - без удовлетворения.
Судья Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.