Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу начальника Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского муниципального образования Тосенко В.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 30 ноября 2021 г., решение судьи Иркутского областного суда от 21 июля 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 30 ноября 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 21 июля 2022 г, Управление по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского муниципального образования признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе начальник Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского муниципального образования Тосенко В.М. просит постановление и решение отменить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В силу абз. 2 п. 5 ст. 16.1 Закона N 73-ФЗ выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с Законом N 73-ФЗ до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
В соответствии с п. 1 ст. 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и
огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключением от 25 мая 2021г, составленным по результатам проведения систематического наблюдения за исполнением требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Иркутской области в области охраны объектов культурного наследия на основании задания от 28 апреля 2021 г. N 01-22-76/21 в отношении выявленного объекта культурного наследия "Комплекс железнодорожных построек: водонапорная башня", нач. ХХ в. г. Зима, включенного под регистрационным номером 12.1.5 в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Иркутской области, утвержденный приказом службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 14 февраля 2017 г. N 18-спр, установлен факт неисполнения обязанности по сохранению памятника, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ, где предусмотрено, что при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ (право-обладатели, в том числе собственники), обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Памятник, являющийся муниципальным имуществом: водонапорная башня, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 119, 2 кв.м, кадастровый N, балансовой стоимостью 385 213, 87 рублей на основании постановления администрации Зиминского городского муниципального образования от 10 октября 2018 г. N 1369 "О передаче муниципального имущества в оперативное управление" закреплен на праве оперативного управления за Управлением по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского муниципального образования.
Состояние памятника в настоящее время аварийное: полностью отсутствует кровля, отсутствуют оконные заполнения, наблюдается частичное разрушения кирпичной кладки, помещение внутри памятника захламлено бытовым мусором, ограничение доступа отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 07сентября 2021 г.; заданием N 01-22/76/21 от 28 апреля 2021 г. на проведение систематического наблюдения за исполнением требований, законодательными актами в области охраны объектов культурного наследия; заключением по результатам систематического наблюдения от 25 мая 2021 г. по факту аварийного состояния выявленного объекта культурного наследия; актом осмотра от 13 мая 2021 г, в ходе которого выполнена фотофиксация, и зафиксировано аварийное состояние вышеуказанного объекта культурного наследия; приказом N 18-спр от 14 февраля 2017 г. об утверждении Перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Иркутской области, согласно которому указанный объект включен в Перечень.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, судья городского суда дал верную оценку и обоснованно установилвину Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского муниципального образования в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен по ранее прекращенному делу; материалы дела, представленные в подтверждение события административного правонарушения, являются материалами уже прекращенного дела и не могут служить доказательствами по рассматриваемому делу об административном правонарушении; не соблюдены требования законодательства о государственном контроле (надзоре); проверочные мероприятия осуществлены с нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора); в действиях (бездействии) Управление культуры отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ и иные, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в постановлении и решении. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Все имеющиеся в деле и представленные доказательства были исследованы и получили правильную оценку на предмет допустимости, относимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в их совокупности.
Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявитель фактически настаивает на переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств.
Административное наказание Управлению по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского муниципального образования назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в минимальном размере.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей областного суда в порядке, предусмотренном ст. 30.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемых постановления и решения не установлено, неустранимые сомнения в виновности Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского муниципального образования в совершении правонарушения отсутствуют.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 30 ноября 2021 г, решение судьи Иркутского областного суда от 21 июля 2022 г, вынесенные в отношении Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского муниципального образования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу начальника Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского муниципального образования Тосенко В.М. - без удовлетворения.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.