Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Черемисина Е.В. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Якименко Вячеслава Дмитриевича, поданной через суд первой инстанции 26 июля 2022 г, на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 21 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 26 апреля 2022 г. по административному делу N 2а-617/2022 по административному исковому заявлению Якименко Вячеслава Дмитриевича к участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1833 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва, окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 35 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва об оспаривании решения избирательной комиссии участка N 1833, оформленного протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования от 14 сентября 2020 года, Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1833 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва, окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 35 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва, территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Новосибирска, Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии Хижиной О.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Якименко В.Д. обратился в Октябрьский районный суд г. Новосибирска с административным иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1833 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва, окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 35 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва, в котором просил признать недействительным и отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1833 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва, оформленное протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования от 14 сентября 2020 года.
В обоснование требований указал, что являлся зарегистрированным кандидатом на должность депутата Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N35.
13 сентября 2020 года состоялось голосование, в ходе которого участковой избирательной комиссией были допущены грубые нарушения составления списков избирателей, порядка голосования и подсчета голосов, что не позволяет выявить действительную волю избирателей. В списки избирателей были незаконно включены и допущены к голосованию курсанты военного института, которые до зачисления в учебное заведение проживали за пределами избирательного участка (округа). Кроме того, в списки были включены лица, не имеющие активного избирательного права на данном избирательном участке, поскольку адрес их регистрации не совпадает с границами избирательного участка, члены комиссии не проводили проверку их включения в списки избирателей для голосования на других избирательных участках. Не все избиратели, получившие бюллетени для голосования, проживали на территории избирательного участка N 1833. Списки избирателей многократно расшивались и сшивались, в них вносилась дополнительная информация. Поскольку результаты голосования на данном избирательном участке являлись решающими в борьбе кандидатов, для восстановления нарушенного права он обратился в суд с настоящим административным иском.
Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 21 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 26 апреля 2022 года, в удовлетворении требовании административного истца отказано.
В кассационной жалобе Якименко В.Д. ставит вопрос о отмене постановленных судебных актов, указывая на несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Приводя доводы, указанные в административном иске и апелляционной жалобе, считает, что суд первой инстанции нарушил принцип состязательности, многократно отказывая административному истцу в истребовании доказательств и допросе свидетелей, необоснованно принял и взял в основу решения недопустимое доказательство - справку о месте жительства избирателей. Количество таких избирателей превышало итоговый разрыв между голосами в пользу административного истца и голосами в пользу Яковенко Е.С. Суд не дал оценки фактам фальсификации данных, внесенных в протокол об итогах голосования от 14 сентября 2020 года, в акты от 11 сентября 2020 года и 13 сентября 2020 года, а также жалобе ФИО10, которая, исходя из времени и даты составления, свидетельствует о фальсификации времени составления протокола об итогах голосования. Суд апелляционной инстанции не устранил нарушения, допущенные судом первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы участковой избирательной комиссией избирательного участка N 1833 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Основанные гарантии реализации этого конституционного права установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ).
Статьей 67 Закона N 67-ФЗ предусмотрено, что участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума (пункт 1).
Протокол об итогах голосования должен содержать, в частности строки протокола:
строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования;
строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
строка 7: число погашенных бюллетеней (подпункт "д" пункта 2).
При рассмотрении дела установлено, что решением Совета депутатов города Новосибирска от 23 июня 2020 года N 1021 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 35 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва от 25 июля 2020 года N 7/8 в качестве кандидата в депутаты был зарегистрирован Якименко В.Д.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Устава города Новосибирска депутаты Совета депутатов города Новосибирска избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, при которой депутаты Совета депутатов города Новосибирска избираются по одномандатным избирательным округам, избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов избирателей относительно других кандидатов.
Одномандатные округа в городе Новосибирске образованы на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории по состоянию на 01 января 2020 года с использованием Государственной автоматизированной системы "Выборы".
Схема одномандатных избирательных округов утверждена решением Совета депутатов города Новосибирска от 07 апреля 2020 года N 963, опубликована на официальном интернет-портале правовой информации города Новосибирска http://www.nskpravo.info и в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска от 10 апреля 2020 года N 18.
Постановлением Мэрии города Новосибирска от 20 декабря 2012 года N 13130 на территории города Новосибирска образовано 612 избирательных участков, участков референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей согласно перечню избирательных участков, участков референдума на территории города Новосибирска (приложение).
Постановлением Мэрии города Новосибирска от 16 ноября 2017 года N 5149 в Постановление Мэрии города Новосибирска от 20 декабря 2012 года N 13130 внесены изменения, определены границы избирательного участка N 1833: улица Ключ-Камышенское Плато, N 6, 6/2, 6/2, корпус 1, 6/3, 26/1; Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
Голосование избирателей осуществлялось непосредственно в единый день голосования - 13 сентября 2020 года, а также при проведении голосования применялись предусмотренные законом формы досрочного голосования избирателей.
Итоги голосования участковой избирательной комиссии N 1833 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва оформлены протоколом от 14 сентября 2020 года. Результаты выборов по одномандатному избирательному округу N 35 оформлены Протоколом окружной избирательной комиссии от 14 сентября 2020 года, согласно которому кандидат Якименко В.Д. набрал 1294 голосов избирателей, кандидат Яковенко Е.С. набрал 1305 голосов избирателей.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции, проверив порядок проведенного подсчета бюллетеней и установив, что число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в соответствии со списком избирателей равно числу избирательных бюллетеней, введенных в комплекс их обработки, и отраженных в протоколе об итогах голосования, проверив доводы административного истца о допущенных нарушениях и мотивированно отклонив их, как не свидетельствующие о наличии препятствий для выявления действительной воли избирателей при проведении голосования и подсчете голосов на избирательном участке N 1833. Приходя к такому выводу, суды указали на отсутствие доказательств, подтверждающих, что в списки избирателей по избирательному участку N 1833 включены лица, не имеющие права голосовать на данном избирательном участке, поскольку их адрес не совпадает с границами избирательного участка.
С учетом положений статей 16, 17, 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и нрава на участие в референдуме граждан российской Федерации", методических рекомендаций но обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 июня 2020 года N 262/1934-7, статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О cтатyce военнослужащих", положений Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Закона Новосибирской области от 07 декабря 2006 года N 58-03 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" суды пришли к выводу о том, что в списки избирателей на избирательном участке N 1833 по выборам депутатов Совета депутатов г. Новосибирска седьмого созыва подлежали включению военнослужащие военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, служащие по призыву (курсанты первого курса военного института), если их место жительства до призыва (зачисления в штат учебного заведения) подтверждено регистрацией но месту жительства на территории г. Новосибирска (территории муниципального образования, закон Новосибирской области от 02 июня 2004 года N 200-03 "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области"), а также военнослужащие по контракту (курсанты 2-5 курсов военного института и лица, которые поступили на обучение после прохождения службы но призыву), если факт нахождения места их жительства на территории военного института установлен соответствующей службой военного института.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы приводились административным истцом в судах нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Закона N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П отмечено, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Поскольку в данном случае в ходе судебного разбирательства не было установлено таких нарушений избирательного законодательства, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей избирательного участка, суд первой инстанции, позицию которого поддержал суд апелляционной инстанции, правомерно отклонил заявленные требования.
К числу таких нарушений обоснованно не были отнесены такие нарушения, как ошибки в дате рождения, отчестве избирателя, включение в список гражданина до его зачисления в институт, наличие которых не исказило данные о действительной воле избирателей.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Изложенные в кассационной жалобе сомнения относительно законности оспариваемых действий и решений административных ответчиков не имеют доказательственного значения и не опровергают выводы судебных инстанций.
Утверждения автора кассационной жалобы о неполноте судебного разбирательства не могут быть приняты во внимание, поскольку значимые для правильного разрешения спора обстоятельства судами были установлены.
Доводы, приведенные в жалобе, повторяют позицию административного истца при рассмотрении дела, были предметом оценки судов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие или способные повлиять на исход административного дела, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 21 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.