Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абатуровой Елены Игоревны, поданную 9 сентября 2022 года, на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 года
по административному делу N 2а-1391/2022 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты на должность главы муниципального образования "город Шелехов" Абатуровой Елены Игоревны к Липину Сергею Николаевичу об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования "город Шелехов".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, заключение прокурора Козлицкой О.С. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
кандидат в депутаты на должность главы муниципального образования "город Шелехов" Абатурова Елена Игоревна обратилась в суд с административным иском к кандидату на должность главы муниципального образования "город Шелехов" Липину Сергею Николаевичу, Региональному отделению Всероссийской политической партии "Партия дела" об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования "город Шелехов".
В обоснование заявленных требований указала, что кандидат Липин С.Н. изготовил агитационный материал "Сергей Липин наш кандидат" тиражом 20 000 экземпляров. Согласно заключению специалиста печатные тексты агитационного материала выполнены шрифтом "Centure Goth", "Mistral", "Arial", "Times New Roman", правообладателем шрифтов является "Monotype Imaging". Между Липиным С.Н. и "Monotype Imaging" как договор об отчуждении исключительных прав на указанные шрифты, так и лицензионный договор отсутствуют. Шрифт является самостоятельным охраняемым объектом авторского права и относится к произведениям графики. "Monotype Imaging" относит агитационный печатный материал "Сергей Липин - наш кандидат!" к коммерческому продукту, который предназначен для широкого круга лиц (20 000 экземпляров) и не может быть изготовлен без дополнительного согласования с правообладателем. Типография АО "Советская Сибирь", отпечатавшая агитационный материал "Сергей Липин наш кандидат!", также должна оплатить авторам за разработанные ими шрифты (гарнитуры). Заказчик - Липин С.Н. обязан убедиться в наличии лицензии на программное обеспечение для шрифтов у АО "Советская Сибирь" до начала изготовления печатного материала. Считает, что Липин С.Н. нарушил законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности и его регистрация кандидатом должна быть отменена. Кроме того, Липин С.Н. нарушил установленные законодательством о выборах и референдуме ограничения и неоднократно при проведении своей избирательной компании использовал преимущества своего должностного положения. В период с 18 августа 2022 г..по настоящее время неоднократно размещал на своих страницах в социальных сетях ВКонтакте ("данные изъяты"), Одноклассники("данные изъяты"), ("данные изъяты") и в телеграмм канале ("данные изъяты") поздравления, не оплаченные из средств специального избирательного фонда.
Так 24 июля 2022 г..Липин С.Н. в социальных сетях разместил посты о завершении турнира по мини-футболу на кубок главы города; 30 июля 2022 г..разместил поздравление супругов ФИО2 из Шелехова отметивших золотую свадьбу, поздравил победителей Спартакиады; 12 августа 2022 г..разместил на страницах в социальных сетях посты с поздравлением строителей из числа Совета ветеранов с днем строителей; 13 августа 2022 г..поздравил горожан с днем физкультурника; 14 августа 2022 г..разместил поздравление с днем строителя. Также кандидат Липин С.Н. в нарушение избирательного законодательства разместил ссылки на свои страницы в социальных сетях на официальном сайте администрации муниципального образования "город Шелехов". Администрация Шелеховского городского поселения является учредителем сетевого издания "Шелехов официальный". Сетевое издание "Шелехов официальный" не уведомило избирательную комиссию о готовности участвовать в муниципальных выборах на территории Шелеховского района 11 сентября 2022 г..На сайте сетевого ресурса "Шелехов официальный" размещены кликабельные иконки с компактными логотипами социальных сетей "ВКонтакте", "Одноклассники", "Telegram" при нажатии на иконку происходит переход на страницу Липина С.Н. в которой кандидат размещает агитационный материал.
К участию в деле в качестве заинтересованных лицах привлечены Избирательная комиссия Иркутской области, Шелеховская территориальная избирательная комиссия, Региональное отделение в Иркутской области политической партии "Российская партия свободы и справедливости".
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 29 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Абатурова Е.И. ставит вопрос об отмене решения Шелеховского городского суда Иркутской области от 29 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 года с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильную оценку доказательств. В обоснование жалобы ссылается на доводы, ранее изложенные в исковом заявлении и апелляционной жалобе; указывает, что заключая договор авторского заказа на создание макета агитационного печатного материала с отчуждением исключительных прав на него, кандидат Липин С.Н. должен был убедиться в том, что ФИО1 обладает всеми необходимыми правами на объекты интеллектуальных собственности.
Прокуратурой Иркутской области представлены возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что решением Думы Шелеховского городского поселения от 21 июня 2022 г. N 22-рд на 11 сентября 2022 г. назначены выборы главы муниципального образования "город Шелехов".
Решением Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 16 июля 2022 г. за N 58/320 Абатурова Е.И. зарегистрирована кандидатом на должность главы муниципального образования "город Шелехов".
Решением Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2022 г. за N 63/342 Липин С.Н. зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования "город Шелехов".
После уведомления избирательной комиссии, Липин С.Н. распространил печатный агитационный материал "Сергей Липин - наш кандидат!". На первом листе указанного печатного агитационного материала размещено крупное фотографическое изображение кандидата Липина С.Н. с указанием его имени и фамилии, статуса кандидата на должность главы муниципального образования город Шелехов. Вверху листовки имеется текст "Сергей Липин наш кандидат!". На второй, третьей, четвертой страницах размещены мнения жителей города о кандидате, приведены ответы на вопросы кандидата.
Согласно Договору авторского заказа на создание макета агитационного материала с отчуждением исключительных прав на него, заключенного между ФИО1 (автор) и Липиным С.Н. (Заказчик), автор обязался создать макет агитационного печатного материала "Сергей Липин наш кандидат". Пунктом N договора предусмотрено, что автор обеспечивает соблюдение норм действующего законодательства об интеллектуальных правах при создании произведения.
Также в материалы дела представлены договоры аренды нежилого помещения от 31 декабря 2020 г, акт приема-передачи, сублицензионный договор от 19 января 2016 г, счета на оплату, платежное поручение, скриншоты монитора рабочей станции, из которых следует, что автор макета агитационного материала ФИО1. является пользователем операционной системы Microsoft Office, предоставляющей возможность работы в текстом редакторе Microsoft Word с использованием, в том числе шрифтов: "Centure Goth", "Mistral", "Arial", "Times New Roman".
Кроме того, судом установлено, что Липин С.Н. размещал на страницах в социальных сетях ВКонтакте ("данные изъяты"), Одноклассники ("данные изъяты"), "данные изъяты"), а также в телеграмканале ("данные изъяты") следующие публикации: 24 июля 2022 г. разместил посты о завершении турнира по мини-футболу на кубок Главы города; 30 июля 2022 г, поздравление супругов ФИО2 из Шелехова отметивших золотую свадьбу; поздравление победителей Спартакиады; 12 августа 2022 г. поздравление строителей из числа Совета ветеранов с Днем строителей; 13 августа 2022 г. поздравил горожан с днем физкультурника; 14 августа 2022 г. разместил поздравление с днем строителя.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями статей 1225, 1233, 1259, 1276, 1280 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 40, пункта 2 и подпункта "в" пункта 3 статьи 48, пункта 1.1 статьи 56, подпункта "д" пункта 7 статьи 76, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 5 части 7 статьи 112 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 г. N 116-03 "О муниципальных выборах в Иркутской области", разъяснениями данными в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходил из того, что кандидатом Липиным С.Н. не допущено нарушений избирательного законодательства, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), который предусматривает возможность отмены как решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, так и непосредственно регистрации кандидата, устанавливая самостоятельные основания для этого в пунктах 6 и 7 статьи 76.
При этом перечень оснований для отмены регистрации кандидата является исчерпывающим.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ кандидаты, замещающие выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на муниципальной службе, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Пунктом 13 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 г. N 116-03 "О муниципальных выборах в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области N 116-03) предусмотрены аналогичные положения.
Регистрация кандидата в силу пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в определенных данным пунктом случаях, к которым отнесено несоблюдение кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 данного федерального закона (подпункт "д").
Согласно пункту 1.1 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Аналогичное основание к отмене регистрации кандидата установлено пунктом 5 части 7 статьи 112 Закона Иркутской области N 116-03.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата Липина С.Н, являются правильными.
Доводы кассационной жалобы, ставящие под сомнение законность использования указанных шрифтов в целях предвыборной агитации, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судов, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Административным ответчиком представлены доказательства того, что автор макета агитационного материала ФИО1 является пользователем операционной системы Microsoft 0ffce, предоставляющей возможность работы в текстовом редакторе Microsoft Word с использованием, указанных в нем шрифтов.
Также судами была дана оценка доводам административного истца о том, что Липин С.Н. при проведении избирательного кампании использовал преимущества своего должностного положения и из представленных доказательств не установлено неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
При этом, суд первой инстанции, исследовав тексты информации и поздравлений, не усмотрел в них реализованных способов агитации, предусмотренных пункта 2 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку текст публикаций о завершении турнира по мини-футболу на кубок главы города, тексты поздравлений не содержат призыва голосовать за Липина С.Н.; описания возможных последствий в случае, если Липин С.Н. будет избран или не будет избран; в информации, явно не преобладают сведения о Липине С.Н.; информация не содержит сведений о деятельности Липина С.Н, не связанной с исполнением им своих служебных обязанностей. Также, согласно материалам дела, рабочей группой по информационным спорам по жалобам Шелеховской ТРК рассматривались аналогичные жалобы граждан, и было установлено, что публикации не содержат признаков предвыборной агитации.
Доводы кассатора не опровергают правильных выводов судебных инстанций, повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Исходя из положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В этой связи доводы кассационной жалобы, направленные на иную оценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств, судом кассационной инстанции отклоняются. Несогласие стороны с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм права.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 июня 2002 года N 10-П указал, что отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства, которая может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.
Между тем в материалы административного дела таких доказательств не представлено, следовательно, суды правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня (первого дня) голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования.
Согласно части 4 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Истечение предусмотренного частью 4 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока исключает возможность отмены регистрации кандидата в силу прямого указания закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.