Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4/2022 (УИД 75RS0014-01-2021-000516-88) по иску прокурора Красночикойского района Забайкальского края в интересах Смородниковой Татьяны Ивановны к Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Красночикойскому отделу Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, заместителю начальника Красночикойского отдела Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края о признании распоряжения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячную выплату, по кассационной жалобе министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 17 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в "адрес") апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Красночикойского района Забайкальского края обратился в суд с иском в интересах Смородниковой Татьяны Ивановны (далее по тексту - Смородникова Т.И.) к Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Красночикойскому отделу Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, заместителю начальника Красночикойского отдела Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края о признании распоряжения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячную выплату.
Требования мотивированы тем, что распоряжением Красночикойского отдела Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края (далее по тексту - Красночикойский отдел ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края, ответчик) от 6 мая 2021 г. Смородниковой Т.И. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на основании подпункта "ж" пункта 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N 549, в связи с отсутствием предусмотренных законодательством доходов за период 10 месяцев. Полагает, что указанное распоряжение противоречит действующему законодательству, поскольку члены семьи истца в расчетный период имели доходы, подлежащие учету в целях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. В распоряжении указано, что одним из оснований принятого решения является Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 13 мая 2020 г. N 599, который на момент обращения Смородниковой Т.И. не действовал. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 27 июля 2021 г. в адрес Красночикойского отдела ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края принесен протест на указанное распоряжение. Согласно поступившему ответу от 4 августа 2021 г. в удовлетворении протеста отказано.
С учетом изложенного просил признать распоряжение Красночикойского отдела ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края от 6 мая 2021 г. об отказе Смородниковой Т.И. в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно незаконным; обязать Государственное казенное учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края (далее по тексту - ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края, ответчик) в лице Красночикойского отдела ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края назначить Смородниковой Т.И, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно с 1 апреля 2021 г.
Решением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 20 января 2022 г. заявленные прокурором Красночикойского района Забайкальского края исковые требования удовлетворены, признано незаконным распоряжение Красночикойского отдела ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края от 6 мая 2021 г. об отказе Смородниковой Т.И. в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края в лице Красночикойского отдела ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края возложена обязанность назначить Смородниковой Т.И, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно с 1 апреля 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 17 мая 2022 г. решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 20 января 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 17 мая 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Забайкальского края представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судом апелляционной инстанции и они выразились в следующем.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Смородникова Т.И. 1 апреля 2021 г. обратилась в Красночикойский отдел ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Смородникова Т.И. состоит в зарегистрированном браке со С.В.А. и имеет детей Л.Г.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.Д.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Отец детей Л.Г.К. и Л.Д.К. - Л.К.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем дети получают пенсию по потере кормильца.
Согласно справке о составе семьи от 12 апреля 2021 г. N, выданной администрацией сельского поселения "Жиндойское", Смородникова Т.И. имеет следующий состав семьи: муж С.В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын Л.Г.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын Л.Д.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын С.С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые зарегистрированы по адресу: "адрес".
Распоряжением Красночикойского отдела ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края от 6 мая 2021 г. Смородниковой Т.И. отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на основании подпункта "ж" пункта 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N 549.
Прокурором Красночикойского района в адрес Красночикойского отдела ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края 27 июля 2021 г. принесен протест на распоряжение Красночикойского ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края об отказе истцу в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно от 6 мая 2021 г. и внесено представление от 27 июля 2021 г. N N об устранении нарушений законодательства.
Согласно ответам Красночикойского отдела ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края от 3 августа 2021 г. и 17 августа 2021 г. в удовлетворении протеста и представления отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Красночикойского отдела ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края от 6 мая 2021 г. Смородниковой Т.И. в установлении ежемесячной денежной выплаты на детей от 3 до 7 лет, является незаконным. Среднедушевой доход семьи Смородниковой Т.И. за период с 1 декабря 2019 г. по 30 ноября 2020 г. ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Забайкальском крае на 1 апреля 2021 г.
Суд первой инстанции не принял как обоснованные доводы ответчика о том, что для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно необходимо иметь доходы не менее 10 месяцев или объективные причины отсутствия дохода не менее 10 месяцев в расчетном периоде, поскольку протокол совещания рабочей группы Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по вопросу представления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно от 13 апреля 2021 г, которым при этом руководствовался ответчик, не является нормативным правовым актом, а потому, содержащиеся в нем разъяснения не могут служить основанием для отказа в спорной выплате.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17 и 18; статья 46, части 1 и 2; статья 52). Из приведенных конституционных положений следует, что правосудие как таковое должно обеспечивать эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 2-П).
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Согласно подпункту "а" пункта 3 названного Указа ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В целях реализации названного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования), примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.
В силу Основных требований право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (пункт 3). Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4). Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г. до достижения ребенка возраста 8 лет (пункт 5). В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка (пункт 8).
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995г. N 81-ФЗ к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995г. N 81-ФЗ порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2023 года, устанавливается Законом Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N 1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N 1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", порядок и условия назначения ежемесячной выплаты определяются исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим полномочия в сфере труда и социальной защиты населения.
Согласно части 2 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N 1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Забайкальского края. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Забайкальском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 25 января 2017 г. N153 "О передаче государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края отдельных полномочий и функций Министерства" полномочия и функции Министерства в сфере социальной защиты населения переданы Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N 549 утверждены Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Пунктом 3 приказа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N 549 предусмотрено, что настоящий приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2021 г.
Пунктом 6 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно предусмотрено, что предоставление ежемесячной выплаты осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 22 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) сумма полученных алиментов;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
ж) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
з) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации;
и) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
к) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики;
л) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества;
м) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
н) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";
о) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
п) единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;
р) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.
В силу пункта 28 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно расчетным периодом являются последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Пунктом 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно предусмотрены основания для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты:
ж) отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "е", "к", "м" - "о", "р" пункта 22 настоящего Порядка, за период, предусмотренный пунктом 28 настоящего Порядка для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи находились в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательном учреждении среднего общего или профессионального и высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;
заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы;
заявитель или члены его семьи имеют сезонный (вахтовый) метод работы и имеют доходы в расчетном периоде не менее 6 месяцев (при условии подтверждения указанного факта документами (сведениями)).
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности, за исключением случая, если заявитель или член его семьи имеют сезонный (вахтовый) метод работы.
В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 28 настоящего Порядка для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.
В силу пункта 28 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, расчетным периодом являются последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Приходя к выводу о том, что семья Смородниковых отвечает признаку нуждаемости в получении указанной выплаты, а отсутствие уважительной причины для отсутствия дохода с декабря 2019 года по март 2020 года у С.В.А. в данном случае не имеет юридического значения для дела, суд апелляционной инстанции не учел, что правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Следует отметить, что с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом была осуществлена проверка условий, необходимых для принятия решения о выплате указанного пособия Смородниковой Т.И, в результате которой было установлено, что доказательств, подтверждающих уважительные причины (независящие от гражданина) неполучения ее супругом дохода в расчетном периоде не представлено (как указано в статье 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации).
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что толкование закона субъекта, которое применяется ответчиком, ставит в необоснованно неравное положение те нуждающиеся семьи, имеющие детей, которые имеют доход за расчетный период менее 10 месяцев относительно нуждающихся семей, имеющих детей имеющих доход за расчетный период 10 месяцев и более, либо вовсе его не имеющего, противоречат смыслу и целям установления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, поскольку такое толкование судами ставит в неравное положение семьи, которое не имеют дохода по уважительным причинам с семьями, которые не имеют дохода без уважительных причин.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований, заявленных прокурором в интересах Смородниковой Т.И, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: были ли представлены Смородниковой Т.И. в уполномоченный орган все документы, предусмотренные Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, для получения государственной социальной помощи в виде денежной выплаты; какие действия были предприняты уполномоченным органом для проверки указанных Смородниковой Т.И. обстоятельств, связанных с невозможностью получения ее семьей дохода выше величины прожиточного минимума, установленного на территории Забайкальского края; предлагалось ли Смородниковой Т.И. уполномоченным органом представить какие-либо дополнительные документы, подтверждающие, что ее семья по независящим от нее обстоятельствам получает доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Забайкальском крае.
Однако суд апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определили не установилназванные обстоятельства, имеющие значение для дела, произвольно применил статью 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нарушил требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе, не оценил имеющиеся по делу доказательства, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с изложенным обжалуемое судебное постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 17 мая 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Забайкальский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.