Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-10/2022 (УИД 42RS0001-01-2021-001566-04) по иску Заблодского Александра Викторовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Заблодского Александра Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заблодский Александр Викторович (далее по тексту - Заблодский А.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) (далее также - ответчик) о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что ранее истец обращался в УПФР г. Анжеро-Судженск Кемеровской области- Кузбасса (межрайонное) по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В настоящий момент стаж истца составляет 9 лет 4 месяца 22 дня.
Для получения права на досрочную страховую выплату по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу необходимо включить в трудовой стаж следующие периоды работы:
- с 1 февраля 2007 г. по 9 ноября 2007 г. водитель автомобиля Белаз на транспортировании горной массы в технологическом процессе в ООО "Барзаское товарищество".
- с 29 ноября 2007 г. по 13 января 2000 г. машинист автокрана в ООО "Опытно-экспериментальный участок блок N 2 шахты Анжерская-Южная".
- с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. составитель поездов в ООО "ППЖТ Север".
- с 1 ноября 2016 г. по настоящий момент истец работает в должности составителя поездов в ООО "ППЖТ СЛК".
Решением УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) от 15 апреля 2021 г. N УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасс (межрайонное) истцу было отказано во включении в специальный страховой стаж вышеуказанных периодов.
Уточнив требования истец просил суд признать решение пенсионного органа от 15 апреля 2021 г. N об отказе в назначении пенсии незаконным, включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. в ООО "ППЖТ Север", с 1 ноября 2016 г. по 5 июля 2021 г. в ООО "ППЖТ СЛК", назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня вынесения решения судом.
Определением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 29 октября 2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу).
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 11 января 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решение УПРФ в г. Анжеро-Судженске по Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) от 15 апреля 2021 г. N в части невключения периода работы Заблодского А.В. с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. в качестве составителя поездов в ООО "ППЖТ Север" в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях", на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы Заблодского А.В. с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. составителем поездов в ООО "ППЖТ Север", а также назначить Заблодскому А.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" - 11 января 2022 г, кроме того с ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Заблодского А.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г. решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 11 января 2022 г. в части удовлетворения требований Заблодского А.В. о признании решения незаконным, возложении на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанности включить периода работы с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. в качестве составителя поездов в ООО "ППЖТ Север" в специальный стаж работы, назначении Заблодскому А.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 января 2022 г. отменено, принято в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении требований Заблодского А.В. о признании незаконным решения УПФР в г. Анжеро-Судженске по Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) от 15 апреля 2021 г. N, возложении на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанности включить период работы Заблодского А.В. с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. в качестве составителя поездов в ООО "ППЖТ Север" в специальный стаж работы, назначении Заблодскому А.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Заблодский А.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанций незаконными.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 предусмотрена профессия "составитель поездов".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).
В соответствии с пунктом 2 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2); работа в качестве рабочих локомотивных бригад (подпункт 5).
Согласно пункту 3 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления, в том числе, к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 7 апреля 2021 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400 от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) от 15 апреля 2021 г. N в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано в связи с недостаточностью специального стажа: в специальный стаж истца не были включены периоды работы в должности составителя поездов с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. в ООО "ППЖТ Север", с 1 ноября 2016 г. по 5 июля 2021 г. в ООО "ППЖТ СЛК".
Согласно сведениям трудовой книжки истец 1 октября 2013 г. принят в ООО "ППЖТ Север" составителем поездов (приказ N N от 1 октября 2013 г.), 31 октября 2016 г. уволен в порядке перевода с согласия работника в ООО "ППЖТ СЛК" (приказ N от 31 октября 2016 г.), 1 ноября 2016 г. принят в ООО "ППЖТ СЛК" составителем поездов в порядке перевода из ООО "ППЖТ Север" (приказ N от 1 ноября 2016 г.), где работает по настоящее время.
Согласно карте специальной оценки условий труда от 26 декабря 2017 г. N N (ООО "ППЖТ СЛК") составителя поездов: итоговый класс (подкласс) условий труда (строка 030) - 2, право на досрочное назначение страховой пенсии (строка 040) - отсутствует.
Разрешая заявленные требования истца о включении в страховой стаж периодов работы истца с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. в качестве составителя поездов в ООО "ППЖТ Север" и с 1 ноября 2016 г. по 5 июля 2021 г. в качестве составителя поездов в ООО "ППЖТ СЛК", суд первой инстанции исследовав представленные сторонами доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, пришел к выводу о том, что требования истца о включении в страховой стаж периода работы с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. составителем поездов в ООО "ППЖТ Север" подлежат удовлетворению, поскольку работа истца соответствует характеру и условиям труда работ в соответствии со Списком от 24 апреля 1992 г. N 272 (составитель поездов), однако в период работы истца с 1 ноября 2016 г. по 5 июля 2021 г. в качестве составителя поездов в ООО "ППЖТ СЛК" не установлено право на досрочное назначение страховой пенсии.
Поскольку с учетом спорного периода специальный стаж истца составил более 12, 5 лет, суд первой инстанции назначил истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с момента принятия судом решения - с 11 января 2022 г.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с такими выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований Заблодского А.В. о признании решения незаконным, возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязанности включить периода работы с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. в качестве составителя поездов в ООО "ППЖТ Север" в специальный стаж работы.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований в указанной части, суд апелляционной инстанции, оценивая в совокупности письменные материалы дела, не согласился с выводами суда первой инстанции о возможности принятия заключения судебной экспертизы условий труда N от 9 декабря 2021 г. в качестве основного доказательства по делу, поскольку выводы эксперта постановлены без анализа первичных учетных документов, которые отсутствуют в материалах дела, индивидуальные сведения за спорный период представлены работодателем без кода особых условий труда.
Поскольку без учета спорного периода специальный стаж истца составляет менее 12, 5 лет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения Заблодскому А.В. досрочнойстраховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном акте, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд апелляционной инстанции дал оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выводы заключения государственной экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Кузбасса о соответствии характера и условий труда, выполняемой Заблодским А.В. в качестве составителя поездов в ППЖТ Север" в спорный период с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. соответствует Списку от 24 апреля 1992 г. (составитель поездов) при отсутствии первичных документов, данных о классе условий труда, которые должны быть указаны в картах аттестации или карте специальной оценки условий труда, нельзя признать обоснованным, при том, что карта специальной оценки условий труда за 9 января 2018 г, имеющееся в материалах дела не подтверждает право истца на включение спорного периода в специальный стаж.
Кроме того, индивидуальные сведения за спорный период представлены работодателем без кода особых условий труда.
Как следует из положений статьи Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений (абзацы 1-3).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно статье 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из решения пенсионного органа от 15 апреля 2021 г. N Заблодский А.В. зарегистрирован в системе персонифицированного учета с 17 ноября 1998 г.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные по запросу суда апелляционной инстанции в отношении Заблодского А.В. за спорный период с 1 октября 2013 г. по 31 октября 2016 г. подтверждают то, что работодатель подавал сведения о стаже истца без указания на особые (льготные) условия труда.
При этом доказательств того, что сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ в Пенсионный фонд Российской Федерации, поданные работодателем являются недостоверными, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выводы эксперта о льготном характере работы Заблодского А.В. в отсутствие сведений о классе условий труда в спорный период противоречат сведениям индивидуального персонифицированного учета и представленными в суд первой инстанции доказательствами.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом апелляционной инстанции проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы отмену оспариваемого судебного акта не влекут, поскольку выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств, что на стадии кассационного производства по делу не представляется возможным.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Заблодского Александра Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.