Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-46/2022 (УИД 42RS0029-01-2021-001640-44) по иску Мурахина Ивана Сергеевича к Управлению социальной защиты населения Яйского муниципального округа о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки, по кассационной жалобе представителя Мурахина Ивана Сергеевича - Чимширова Александра Сергеевича на решение Яйского районного суда Кемеровской области от 7 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мурахин Иван Сергеевич (далее по тексту - Мурахин И.С, истец) обратился с иском к Управлению социальной защиты населения Яйского муниципального округа (далее также - ответчик) о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки.
Требования мотивированы тем, что истец дважды 6 апреля 2021 г. - через портал госуслуги и 2 ноября 2021 г. через МФЦ обращался в Управление социальной защиты населения Яйского муниципального округа с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет на М.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решениями ответчика от 16 июня 2021 г. и от 2 декабря 2021 г. в назначении ежемесячной выплаты было отказано по причине отсутствия у него доходов.
Считает решения ответчика незаконными, поскольку с августа 2014 года истец является опекуном "данные изъяты" М.А.С. (далее по тексту - М.А.С.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и в связи с уходом за М.А.С. истцу назначена ежемесячная компенсационная выплата.
Просил признать незаконными решения Управления социальной защиты населения Яйского муниципального округа об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет от 16 июня 2021 г. и от 2 декабря 2021 г, признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения Яйского муниципального округа по рассмотрению заявлений Мурахина И.С. от 6 апреля 2021 г. и 2 ноября 2021 г. о назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, обязать Управление социальной защиты населения Яйского муниципального округа предоставить меру социальной поддержки Мурахину И.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на детей М.А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Яйского районного суда Кемеровской области от 7 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июня 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Мурахину И.С. - Чимширов А.С. просит отменить решение Яйского районного суда Кемеровской области от 7 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июня 2022 г.
27 июля 2022 г. представителем истца Чимшировым А.С. подано дополнение к кассационной жалобе, содержащее дополнительные доводы к отмене оспариваемых судебных актов.
Относительно доводов кассационной жалобы и дополнений к ней письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в состав семьи истца Мурахина И.С. входит супруга М.О.С, дочь М.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын М.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Мурахин И.С. являлся получателем мер социальной поддержки, установленных ему в соответствии с Законом Кемеровской области от 9 апреля 2020 г. N 42-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до на семи лет", в период с января 2020 года по сентябрь 2021 года Мурахин И.С. получал ежемесячное пособие на дочь и сына в размере 5389 рублей на каждого ребенка.
6 апреля 2021 г. и 2 ноября 2021 г. Мурахин И.С. обращался в Управление социальной защиты населения Яйского муниципального округа с аналогичными заявлениями о назначении указанного ежемесячного пособия на детей, в удовлетворении которых ему было отказано в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "ж", "л", - "п" пункта 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384.
В свою очередь Мурахин И.С. оспаривает отказ в назначении указанного ежемесячного пособия на детей, ссылаясь на то, что он является опекуном "данные изъяты" М.А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем ему назначена ежемесячная компенсационная выплата.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что у ответчика имелись основания для отказа в назначении такой ежемесячной выплаты истцу.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Согласно подпункту "а" пункта 3 названного Указа ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В целях реализации названного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования), примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.
Согласно пункту 2 Основных требований ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В силу Основных требований право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (пункт 3). Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4). Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г. до достижения ребенка возраста 8 лет (пункт 5). В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка (пункт 8).
Пунктом 12 Основных требований установлено, что документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Согласно пункту 14 Основных требований заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 16 Основных требований основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются: отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "ж", "л", "н" - "п", "с" пункта 21 данных Основных требований, за период, предусмотренный пунктом 22 данных Основных требований для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;
заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы;
иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.
В соответствии с пунктом 19 Основных требований в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Виды доходов семьи, полученные в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, определены пунктом 21 Основных требований.
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995г. N 81-ФЗ к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995г. N 81-ФЗ порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15 мая 2020 г. N 284 утверждены Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты, порядка определения состава семьи, учитываемого при расчете среднедушевого дохода семьи, а также требований, в соответствии с которыми семьи, имеющие ребенка (детей), признаются нуждающимися в поддержке в целях предоставления им ежемесячной денежной выплаты.
Пунктом 2.1 указанного Постановления от 15 мая 2020 г. N 284 предусмотрено, что в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).
Согласно пункту 3.5 Постановления от 15 мая 2020 г. N 284 заявитель (представитель заявителя) несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов дела, при первичном и вторичном обращениях истца 6 апреля 2021 г. через портал госуслуги и 2 ноября 2021 г. через МФЦ с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет о назначении ему было отказано в связи с тем, что в расчетном периоде у взрослых членов семьи отсутствовал подтвержденный доход и уважительные причины его отсутствия, поскольку в заявлении в соответствующей строке заявителем не указана какая-либо информация.
При рассмотрении ответчиком заявления от 6 апреля 2021 г, в котором был указан вышеприведенный состав семьи заявителя (включая супругу), для расчета среднедушевого дохода учитывался доход, полученный за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года.
По данным ФНС, полученным в рамках межведомственного взаимодействия, в расчетном периоде у трудоспособных членов семьи - у самого заявителя и его супруги, отсутствовал подтвержденный доход от трудовой, предпринимательской деятельности, авторские гонорары, доходы от самозанятости, по данным из Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) сведения о получении пенсии данными гражданами так же отсутствуют.
Иные сведения, подтверждающие обоснованное отсутствие дохода, в зависимости от сложившейся жизненной ситуации, в заявлении самим Мурахиным И.С. не указаны (факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином, ФИО, дата рождения, СНИЛС нетрудоспособного).
При рассмотрении ответчиком заявления от 2 ноября 2021 г, в котором также был указан вышеприведенный состав семьи заявителя (включая супругу), для расчета среднедушевого дохода учитывался доход, полученный за период с июля 2020 года по июнь 2021 года.
По данным ФНС, полученным в рамках межведомственного взаимодействия, в расчетном периоде у трудоспособных членов семьи у самого заявителя и его супруги, отсутствовал подтвержденный доход от трудовой, предпринимательской деятельности, авторские гонорары, доходы от самозанятости. По данным из Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) сведения о получении пенсии данными гражданами так же отсутствуют.
Иные сведения, подтверждающие обоснованное отсутствие дохода, в зависимости от сложившейся жизненной ситуации, в заявлении истцом не указаны (факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином, ФИО, дата рождения, СНИЛС нетрудоспособного).
Установив указанные обстоятельства суды первой и апелляционной инстанции верно исходили из того, что правило нулевого дохода предъявляется ко всем трудоспособным членам семьи, а именно выплата не назначается, если в расчетном периоде трудоспособный член семьи не имел доходов от трудовой или предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, тогда как наличие такого дохода не было установлено уполномоченным органом и самим Мурахиным И.С. сведений о наличии такого дохода не было указано при обращении.
Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной жалобы о том, что истец осуществляет уход за инвалидом с детства "данные изъяты" группы, ему установлена выплата неработающим трудоспособным гражданам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 по следующим основаниям.
Согласно подпункту "б" пункта 21 вышеуказанных Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи, для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, учитываются пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.
В пункте 25 Основных требований перечислены выплаты, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи при определении права на ежемесячную выплату.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 489 пункт 25 названного постановления дополнен в том числе подпунктом "г", согласно которому при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
С 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, устанавливаются на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы" (далее по тексту - Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175), о чем внесены соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 предусмотрено, что ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства 1 группы пенсии в период осуществления ухода за ним (пункт 3 Указа).
Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства 1 группы (пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175).
В пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 определено, что с 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы установлены
родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 10000 рублей.
При этом в пункте 9 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 закреплено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать, что установление данных ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
По указанным основаниям, данные выплаты ранее не учитывались при назначении иных мер социальной поддержки малоимущим и малообеспеченным семьям, при решения вопроса о доходе семьи заявителя.
При таких обстоятельствах получение истцом ежемесячной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом с детства "данные изъяты" группы, не подлежало учету при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, тогда как иных доходов установлено не было и истцом не указано.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны истца, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией стороны истца, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Яйского районного суда Кемеровской области от 7 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мурахина Ивана Сергеевича - Чимширова Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.