Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Дударёк Н.Г.
судей: Уфимцевой Н.А, Ковалевской В.В.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности
по кассационным жалобам ответчиков Минобороны России и Читинского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России на решение Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 1 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 31 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А, заключение прокурора Маслаковой О.Г, полагавшей жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что в ходе прокурорской проверки законодательства в области охраны окружающей среды выявлены нарушения, выразившиеся в несанкционированном скоплении бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером N расположенном по адресу: "адрес", Военный санаторий "Молоковка" в границах лесотаксационного выдела 45 квартала 36 участка "Молоковка". Общая площадь составляет 0, 075 га. На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и закреплено право постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Управление лесного хозяйства, и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации. Свалка представляет эпидемиологическую опасность для местного населения. С учетом уточнений, просит обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном, по адресу: "адрес", Военный санаторий "Молоковка" в границах лесотаксационного выдела 45 квартала 36 участка "Молоковка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 1 декабря 2021 г, оставленным без изменения, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 31 мая 2022 г, постановлено: исковые требования заместителя военного прокурора Читинского гарнизона удовлетворить. Обязать Минобороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером N расположенном по адресу: "адрес" санаторий "Молоковка" в границах лесотаксационного выдела 45 квартала 36 участка "Молоковка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации. Обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером N расположенном по адресу: "адрес" санаторий "Молоковка" в границах лесотаксационного выдела 45 квартала 36 участка "Молоковка" Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
В кассационной жалобе представитель ответчика Минобороны России Трофимова А.А. просит решение и апелляционное определение отменить. Указывает, что судами с недостаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы судов противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены не верно.
В кассационной жалобе представитель ответчика Читинского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России Агапитова Л.С. просит решение и апелляционное определение отменить. Указывает, что проведение мероприятий по очистке лесов обороны от загрязнений не отнесено к уставным видам деятельности учреждения. Считает, что учреждение ограничено Уставом в своей специальной правоспособности, равно как и доведенными лимитами целевых бюджетных обязательств, у учреждения отсутствуют штатные единицы работников по обращению с отходами, специально оборудованная, сертифицированная техника для вывоза отходов.
Военной прокуратурой Читинского гарнизона представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 25 июня 2020 г.
6 октября 2020 г. на основании распоряжения заместителя военного прокурора Читинского гарнизона проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером N. В результате осмотра установлено, что в квартале 36 лесотаксационном выделе 45 выявлены свалки мусора, выявленной ранее (бытовые и строительные отходы), общая площадь свалки составляет 0, 075 га, общий объем мусора составляет 10 м3. По результатам осмотра составлен акт обследовании N32 от 6 октября 2020 г. К акту приложены схема расположения места свалки мусора, схема инструментальной съемки границ несанкционированной свалки мусора и фототаблицы.
Из содержания акта обследования N32 от 6 октября 2020 г. следует, что Читинским лесничеством в адрес ДЛХ по СФО 25 ноября 2015 г. было направлено заявление с приложением соответствующих материалов с просьбой провести проверку и привлечь к ответственности виновных лиц. 15 февраля 2016 г. получено сообщение, что в период с 18 декабря 2015 г. по 25 декабря 2015 г. департаментом лесного хозяйства проводилась проверка. На момент проведения осмотра свалок, лица совершающие выброс мусора или организации не выявлены. Кроме того, специалистами департамента лесного хозяйства постоянно осуществляется патрулирование с целью выявления и пресечения нарушений лесного законодательства. В соответствии с распоряжением ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России с 2018 г. Лесничеством направлялись обращения в ФГУП "Оборонпромэкологию" с просьбой принять соответствующие меры об организации работ по уборке свалок. ФГУП "Оборонпромэкология" готовы к проведению данных работ по очистке территории в случае выделения денежных средств. Лесничеством неоднократно в адрес ФГКУ "УЛХиП" Министерства обороны Российской Федерации направлялись заявки о включении в Техническое задание мероприятия "Уборка несанкционированных свалок мусора", которое в последствие исключалось из Технического задания. Лесничеством были направлены обращения в Штаб МТО обеспечения ВС РФ о включении военных городков в перечень целевого финансирования на проведение работ по уборке свалок, ответа в Лесничество не поступило. 5 ноября 2019 г. военной прокуратурой Читинского гарнизона вынесено представление ФГКУ "УЛХиП" Министерства обороны Российской Федерации с предложением принять меры по устранению нарушений закона, а именно рассмотреть представление с участием 231 военной прокуратуры, организовать комплекс мер, направленных на уборку свалок, провести служебное разбирательство, по итогам которого рассмотреть о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь нормами права, предусмотренными ст. ст. 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), учитывая разъяснения в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 N49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", позицию Конституционного Суда Российской федерации, изложенной в постановлении от 26 апреля 2016 г. N13-П о недопустимости расширительного толкования пункта 24 части 1 статьи 16 федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 1, 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N61-ФЗ "Об обороне", пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Выводы суда основаны на том, что земельный участок находится в собственности Российской Федерации, от имени которой имущественные права приобретает и реализует Министерство обороны Российской Федерации, а также подведомственные министерству учреждения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием земель предназначенных для нужд обороны, нахождение несанкционированных свалок нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, При этом судами принято во внимание, что в силу положений статьи 71 Конституции Российской Федерации, статей 1, 10, 11, 13, 25 Федерального закона от 31 мая 1996 г. "Об обороне", статьи 210, пункта 4 статьи, 214 ГК РФ, а также Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N1082, имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе воинских частей относится к федеральной собственности, и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Созданное в соответствии с приказом Минобороны России ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ имеет филиал в виде Читинского лесничества Минобороны России на территории г. Читы и которое осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России (пункты 16, 19 Устава ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ).
В соответствии с ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ N 26-П от 13 октября 2015 г, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Установив указанные обстоятельства, учитывая приведенные нормы права, суды пришли к верному выводу о возложении обязанности на ответчиков, являющихся пользователями земель лесного фонда, по проведению работ по очистке земельного участка.
Доводы жалоб выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Доводы жалоб, что Учреждение ограничено Уставом в своей правоспособности и доведенными лимитами целевых бюджетных средств, отсутствуют штатные единицы для ликвидации захламлений, об отсутствии лицензии на сбор отходов, на законность принятых постановлений не влияют, поскольку не свидетельствуют об отсутствии обязанности проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения, которые не ограничиваются Уставом, недостаточное финансирование и отсутствие специальных штатных единиц, не освобождает от обязанности, предусмотренной действующим законодательством по охране лесного фонда, в том числе проведения мероприятий от загрязнения лесов.
Довод жалобы, что прокурором был нарушен порядок проведения проверки, является несостоятельным, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку из материалов дела следует, что проверка проведена с участием представителей Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ, которое является филиалом ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации и организацией, подведомственной Министерству обороны РФ.
Обстоятельства, на которые ссылаются заявители кассационных жалоб, были предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Доводы кассационных жалоб фактически являются позицией лиц, подавших жалобы, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационные жалобы не содержат. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявители ссылаются в своих кассационных жалобах в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 1 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 31 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы ответчиков Минобороны России и Читинского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.