Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Благодатских Г.В.
судей: Уфимцевой Н.А, Попова А.А.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Галухину С.А. о признании отсутствующим права собственности на земельные участки
по кассационному представлению Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 28 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А, заключение прокурора Симоненко Е.В, поддержавшей доводы кассационного представления,
УСТАНОВИЛА:
Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к Галухину С.А, в котором просил признать отсутствующим право собственности ответчика на: земельный участок площадью 94 900 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес"; земельный участок площадью 94 900 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес"
"адрес"; земельный участок площадью 104298 кв.м. с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", "адрес"; земельный участок площадью 104298 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"; земельный участок площадью 104301 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес".
В обоснование требований указано, что земли, на которых сформированы спорные земельные участки, изначально предоставлялись КСХП "Знамя Ленина" во временное пользование постановлением мэра Иркутского района N382 от 3 июня 1996 г, в последующем переданы в лесной фонд и земли запаса, относящиеся к федеральной и государственной собственности, постановлением главы Иркутского района N3814 от 3 декабря 2004 г. Лесные угодья в перечне земель, предоставленных в коллективно-долевую собственность, отсутствуют. В коллективно-долевую собственность КСХП "Знамя Ленина" переданы пашни, сенокосы, пастбища.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами N сформированы и поставлены на кадастровый учет как участки, выделенные в счет земельного пая из земель коллективно-долевой собственности КСХП "Знамя Ленина" - земельного участка с кадастровым номером N, и предоставлены в собственность Галухина С.А, право собственности которого зарегистрировано в 2010 г. Постановлением мэра Иркутского района N638 от 13 ноября 1995 г. в коллективно-долевую собственность членов TОО "Путь Ильича" передан земельный участок (пашни, сенокос и пастбища), поставленный на кадастровый учет под номером 38:06:0:538. Спорные земельные участки с кадастровыми номерами N сформированы и поставлены на кадастровый учет как участки, выделенные в счет земельного
пая из земель коллективно-долевой собственности TOO "Путь Ильича" -земельного участка с кадастровым номером 38:06:0:538, и предоставлены в собственность Галухина С.А, право собственности которого зарегистрировано в 2009 г. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что спорные земельные участки частично расположены на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности. Формирование и приобретение Галухиным С.А. права собственности на спорные земельные участки незаконно, поскольку они сформированы из земель, не находящихся в собственности членов КСХП "Знамя Ленина", TOO "Путь Ильича". Актами осмотра земельных участков подтверждается отсутствие строений, ограждений на участках, участки не разработаны.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 28 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 марта 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Макушенко Е.А. просит решение и апелляционное определение отменить, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права.
Представителем Галухина С.А. - Скуратовой Ж.Ю. представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит представление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационного представления имеются.
Судами установлено и из материалов дела следует, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости Галухин С.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок с кадастровым номером N расположен по адресу: "адрес", "адрес", был приобретен Галухиным С.А. на основании возмездной сделки купли-продажи от 6 сентября 2010 г, право собственности за Галухиным С.А. было зарегистрировано в установленном законом порядке. Земельный участок с кадастровым номером N расположен по адресу: "адрес", "адрес". Данный земельный участок также приобретен Галухиным С.А. на основании возмездной сделки - договора купли-продажи от 15 августа 2010 г, право собственности зарегистрировано за Галухиным С.А. в установленном законом порядке.
Данные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет 22 июня 2010 г. с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Данные государственного кадастрового учета земельного участка в установленном порядке никем не оспорены.
Спорные земельные участки были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет, как участки, выделенные в счет земельного пая из земель коллективно-долевой собственности коллективного сельскохозяйственного предприятия "Знамя Ленина" (земельный участок с кадастровым номером 38:06:0:543).
Согласно постановлению мэра Иркутского района N382 от 3 июня 1996 г, государственные земли бесплатно переданы в коллективно-долевую собственность КСХП "Знамя Ленина" общей площадь 9528 га сельхозугодий, в том числе 7625 га пашни, 369 га сенокосов, 1534 га пастбищ; в аренду с правом выкупа переданы 2741 га сельхозугодий, в том числе 832 га пашни, 627 га. земли под огородами рабочих и служащих города, 8 га многолетних насаждений, 40 га сенокосов, 1236 га пастбищ.
КСХП "Знамя Ленина" в пользование предоставлено всего 8958 га земельных угодий, из них 8315 га лесных угодий, 147 га кустарников, 96 га болот, 174 га под водой, 137 га под дорогами, 69 га прочие земли.
В общую совместную собственность коллективному сельхозпредприятию "Знамя Ленина" бесплатно переданы земли общего пользования (дворы, постройки) площадью 86 га.
Постановлением главы Иркутского района N3814 от 3 декабря 2004 г. в соответствии со статьями 22, 45, 53, 46 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" прекращено право пользования КСПХ "Знамя Ленина" земельным участком площадью 8799 га, предоставленным на основании постановления Мэра Иркутского района от 3 июня 1996 г. N382 "О передаче в собственность и предоставлении в пользование Государственных земель коллективному сельскохозяйственному предприятию "Знамя Ленина", и прекращено право аренды КСПХ "Знамя Ленина" земельного участка площадью 86 га, земельные угодья на площади 960 га из земель сельскохозяйственного назначения переведены в земли запаса. Лесные земли на площади 7925 га переведены в лесной фонд Иркутского лесхоза филиала ФГУ "Иркутсксельлес".
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, руководствуясь нормами права, предусмотренными ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. ст. 15, 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), ст. ст. 26, 29 Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N22287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из того, что спорные земельные участки были сформированы из земель, предоставленных в коллективную собственность KCХП "Знамя Ленина" и поставлены на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке, избранный прокурором способ защиты права, не приведет к восстановлению нарушенных прав, поскольку в данном случае Российская Федерация владеющим собственником не является.
При этом выводы судов основаны на заключении кадастрового инженера Коротаевой А.И, указавшей, что выдел земельных долей в натуре из земель коллективно-долевой собственности коллективного сельскохозяйственного предприятия "Знамя Ленина" произошел в установленном законом порядке и при осуществлении такого выдела, спорные земельные участки выбыли из собственности Российской Федерации, право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки было прекращено при завершении соответствующей процедуры выдела и регистрации права собственности за гражданами.
Иных оснований, по которым суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, обжалуемые постановления не содержат.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Согласно части 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 г, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Пункт 2 статьи 8 ЗК РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из заключения кадастрового инженера Коротаевой А.И. следует, что согласно представленных карт-схем земель лесного фонда, спорные земельные участки пересекаются с землями лесного фонда.
В материалы дела представлены документы, из которых следует, что спорные участки образованы не из земель коллективно-долевой собственности, земельные участки расположены на контурах, которые относятся к землям, переданным в ведение Уриковской сельской администрации Иркутского района иркутской области, согласно актов осмотра территорий, на спорных участках отсутствуют объекты недвижимости, ограждения, на участках полностью сохранены лесные насаждения.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17 мая 1977 г, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 ЛК РФ 1997 г. леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 ЛК РФ 1997 г. и статья 8 Лесного кодекса).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968 г. N144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации колхозов колхозные леса остались в государственной собственности.
Как установлено судами, КСХП "Знамя Ленина" в пользование предоставлено всего 8958 га земельных угодий, из них 8315 га лесных угодий, 147 га кустарников, 96 га болот, 174 га под водой, 137 га под дорогами, 69 га прочие земли.
Между тем суды обеих инстанций, установив наличие оснований для регистрации права собственности ответчика на спорные земельные участки как на земли сельскохозяйственного назначения, не приняли во внимание, что указанные участки имеют наложение на лесные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, не исследовали имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора обстоятельства образования спорных земельных участков, их фактического использования, возникновения права частной собственности на данные земельные участки, а также добросовестность приобретателя земельных участков, не учли, что для решения вопроса о наложении земельных участков требуются специальные познания на основании землеустроительной экспертизы.
Делая вывод, что доказательств, которые бы опровергали представленное заключение кадастрового инженера сторонами не предоставлено, суды не приняли во внимание, что кадастровым инженером установлено пересечение земельных участков с землями лесного фонда, а указание на соблюдение порядка выдела земельной доли не относится к компетенции кадастрового инженера, а подлежит установлению судом на основании оценки исследованных доказательств.
Не установив обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, не дав оценку представленным доказательствам, суды пришли к противоречивому выводу, не основанному на обстоятельствах дела, не соответствующему нормам материального права, с нарушением норм процессуального права.
Кроме того, делая вывод, что избранный прокурором способ защиты права, не приведет к восстановлению нарушенных прав, поскольку в данном случае Российская Федерация владеющим собственником не является, суды не учли, что выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом по гражданскому делу, способы защиты гражданских прав приведены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом материалами дела не подтверждено выбытие из владения Российской Федерации земель лесного фонда в составе лесного участка, имеющего наложение на спорные земельные участки, в связи с чем, выбранный прокурором способ защиты нарушенного права путем признания отсутствующим права собственности на земельные участки, является надлежащим.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении" (далее по тексту - постановление Пленума о судебном решении) судебные акт является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Нормативное единство процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению предполагает, что суд апелляционной инстанции должен исправлять допущенные судом первой инстанции нарушения закона при рассмотрении дела, именно в этих целях он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции. Вместе с тем, из содержания апелляционного определения не следует, что судебной коллегией были выполнены задачи, возложенные на нее процессуальным законом, что привело к существенному нарушению норм материального и процессуального права.
Поскольку судом второй инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, приведшие к принятию неправильного судебного постановления, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон спора, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 марта 2022 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.