Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2 -4634/2021 (УИД: 75RS0001-02-2021-005845-66) по иску Тузова Михаила Борисовича к администрации муниципального района "Читинский район", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов по Забайкальскому краю, Министерству сельского хозяйства по Забайкальскому краю о взыскании материального ущерба, возмещении судебных расходов, по кассационной жалобе Тузова Михаила Борисовича на решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 1 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тузов М.Б. обратился в суд с иском к администрации муниципального района "Читинский район", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов по Забайкальскому краю, Министерству сельского хозяйства по Забайкальскому краю о взыскании материального ущерба, возмещении судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Тузов М.Б. указал, что он с 2013 года проживает и является владельцем жилого дома с земельным участком, расположенного по адресу: "адрес", который в июле 2018 году попал в зону подтопления в связи с паводком, вызванном сильными дождями, прошедшими на территории Забайкальского края. В результате стихийного бедствия его дом и земельный участок были полностью затоплены. На участке во время затопления утонули домашние животные: козы, племенные куры, свинья, ущерб в результате затопления которых оценивается в размере 517 985 рублей, который подтверждается актами описи обнаруженных трупов животных и актом экспертного исследования.
На основании изложенного, Тузов М.Б. просил суд взыскать с ответчиков в качестве возмещения причинённого ущерба 517 985 рублей, расходы, связанные с оплатой услуг независимого оценщика в размере 7 000 рублей, государственную пошлину.
Протокольным определением суда от 19 октября 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства Забайкальского края.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 1 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 мая 2022 г, в удовлетворении иска Тузова М.Б. к администрации муниципального района "Читинский район", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов по Забайкальскому краю, Министерству сельского хозяйства по Забайкальскому краю о взыскании материального ущерба, возмещении судебных расходов отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Тузов М.Б. просит отменить решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 1 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 мая 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением Губернатора Забайкальского края от 9 июля 2018 г. N 45 с 9 июля 2018 г. на территории Забайкальского края введён режим чрезвычайной ситуации.
Согласно справке администрации муниципального района "Читинский район" от 1 августа 2018 г. N, земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", попал в зону подтопления N в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", на котором расположен жилой дом, является истец Тузов М.Б.
Решением Центрального районного суда города Читы от 26 октября 2018 г. на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность выплатить Тузову М.Б. единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и единовременную финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей, за счёт средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Комиссией отдела ветеринарной инспекции составлен акт от 13 июля 2018 г. о передаче владельцем земельного участка Тузовым М.Б. трупов животных в количестве: козы - 6 шт, куры - 234 голов, свиньи - 1 шт.
Ветеринарными врачами ГБУ "Читинская СББЖ" выявлен факт обнаружения трупов животных, павших от паводка на участке, принадлежащем истцу Тузову М.Б. в количестве: козы - 2 головы, куры- 7 голов.
Актом экспертного исследования от 2 июля 2021 г. определена среднерыночная стоимость домашних животных: козы, племенные куры, свинья, в общей сумме 517 985 рублей.
Обращаясь в суд, Тузов М.Б. полагал, что имеет право на получение компенсации за ущерб, причинённый в результате паводка, произошедшего 2018 г. на территории Читинского района, в виде гибели принадлежащих истцу животных и птицы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Тузов М.Б. в установленный срок (в течение 30 дней с даты объявления чрезвычайной ситуации природного характера) с необходимым пакетом документов в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края не обращался, возмещение ущерба, причинённого чрезвычайной ситуацией природного характера, владельцам участков в дачных кооперативах и хозяйствах, огороднических и садоводческих партнёрствах или товариществах и других некоммерческих организациях граждан без выписки из похозяйственной книги, содержащей основные сведения о личном подсобном хозяйстве, в том числе подтверждающей наличие сельскохозяйственных животных (птицы), не представляется возможным.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила N 110).
Согласно подпункту "д" пункта 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 рублей на человека).
Пунктом "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1441 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - Правила, Правила приведены в редакции, действовавшей на дату введения режима чрезвычайной ситуации 9 июля 2018 г.), в которых определён перечень природных явлений, ущерб от которых компенсируется: засуха, суховей, заморозки, градобитие, пыльная буря, половодье, шторм, сильный ветер или снегопад, ураган, землетрясение, лавина, сель, природный пожар, удар молнии, наводнение, оползень. Приведена формула расчёта выделяемых трансфертов.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Такой порядок установлен приказом Минсельхоза России от 26 марта 2015 г. N 113 (далее Порядок N 113).
В соответствии с подпунктами а, б, г 3 пункта 3 Порядка N 113 для проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы и сведения: решение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации; сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, не застраховавших сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели; сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, застраховавших сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинён ущерб в результате их гибели; выписку из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств на дату, предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, и дату после возникновения чрезвычайной ситуации природного характера; акт обследования сельскохозяйственных животных (птицы), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Порядку); диагностическое заключение областной (краевой, окружной, республиканской, городской) ветеринарной лаборатории или соответствующего профильного научно-исследовательского института ветеринарии об установлении инфекционного заболевания или других причин гибели сельскохозяйственных животных (птицы) и/или объектов аквакультуры.
Согласно пункту 10 Порядка N 113 высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет документы, указанные в пункте 3 названного Порядка в течение 30 дней со дня принятия решения руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации.
Пунктом 12 Порядка N 113 установлено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 3 данного Порядка, оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера не проводится.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что Тузов М.Б. в течение 30 дней с даты объявления чрезвычайной ситуации природного характера в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края не обращался, предусмотренный пунктом 3 Порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утверждённого приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. N 113, перечень документов не предоставлял, учёт личного подсобного хозяйства не осуществлял, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктами 3, 10, 12 Порядка N 113, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что в результате подтопления жилого дома и земельного участка погибли домашние животные, в результате чего истцу причинён материальный ущерб, факт утраты домашней птицы, свиньи и коз подтверждается актами описи обнаруженных трупов животных и птицы в связи с паводками и затоплением некоторых территорий Читинского района Забайкальского края от 13 июля 2018 г. и 15 июля 2018 г, размер ущерба определён независимым оценщиком, отсутствие данных из похозяйственной книги не может ограничивать права граждан на получение компенсации понесённого материального ущерба, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, а также направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведёнными нормами права, суды пришли к правильному выводу о том, что компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется путём определения ущерба по соответствующей формуле и на основании документов, указанных в пункте 3 Порядка N 113, в перечне которых поименована, в том числе, выписка из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств на дату, предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, и дату после возникновения чрезвычайной ситуации природного характера.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, урегулированы Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", в соответствии с которым учёт личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве, в том числе фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчёл; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учёта личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 г. N 345 утверждены форма и Порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Ведение похозяйственных книг в целях учёта личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства (пункт 1 Порядка ведения похозяйственных книг, утверждённого приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 г. N 345).
В соответствии с пунктом 25 названного Порядка количество сельскохозяйственных животных в книге записывается после пересчёта в натуре в присутствии главы хозяйства и (или) взрослых членов хозяйства. Пересчёт сельскохозяйственных животных в натуре производится в то время дня, когда сельскохозяйственные животные находятся на усадьбе.
Судом установлено, что истец учёт личного хозяйства не осуществлял, похозяйственная книга в целях учёта личного подсобного хозяйства истца отсутствует, документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утверждённого приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. N 113, истцом в компетентный орган для проведения оценки ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайной ситуации природного характера в установленный срок (30 дней с даты объявления чрезвычайной ситуации природного характера) не представлены.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации объективно лишено возможности определить причинённый истцу от гибели животных ущерб, вызванный чрезвычайной ситуацией природного характера.
Как показал анализ кассационной жалобы, обстоятельства, на которые ссылается лицо, подавшее кассационную жалобу, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Юридически значимые обстоятельства дела судом первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы суда должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 1 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тузова Михаила Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.