Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское N 2-666/2022 (УИД 04RS0018-01-2021-011506-12) по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах Коломеец Елены Константиновны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 3" Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерству здравоохранения Республики Бурятия об устранении нарушений, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 22 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ обратился в суд в интересах Коломеец Е.К. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 3" Министерства здравоохранения Республики Бурятия (далее - ГБУЗ "Городская поликлиника N3" Министерства здравоохранения Республики Бурятия), Министерству здравоохранения Республики Бурятия об обязании выдать рецепты на получение расходных материалов к инсулиновой помпе, обязании Министерства здравоохранения Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств организовать бесплатное обеспечение Коломеец Е.К. без перерывов постоянно расходными материалами к инсулиновой помпе: инфузионным набором-10 штук в месяц, резервуарами - 10 штук в месяц, сенсорами - 5 штук в месяц.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ указывал, что проведенной прокуратурой района проверкой по обращению Коломеец Е.К. установлено, что Коломеец Е.К. с 11 декабря 2012 г. состоит на учете в ГБУЗ "Городская поликлиника N 3" Министерства здравоохранения Республики Бурятия с диагнозом "данные изъяты"", однако, не получает в установленном порядке необходимые рецепты на получение расходных материалов к "данные изъяты".
Заместитель прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ, действующий в интересах Коломеец Е.К. просил суд обязать ГБУЗ "Городская поликлиника N 3" Министерства здравоохранения Республики Бурятия выдать Коломеец Е.К. рецепты на получение расходных материалов к "данные изъяты", а также обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств организовать бесплатное обеспечение Коломеец Е.К. без перерывов, постоянно расходными материалами к "данные изъяты"
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 22 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 мая 2022 г. исковые требования удовлетворены.
На ГБУЗ "Городская поликлиника N 3" Министерства здравоохранения Республики Бурятия возложена обязанность выдать Коломеец Е.К. рецепты на получение расходных материалов к "данные изъяты"
На Министерство здравоохранения Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств возложена обязанность организовать бесплатное обеспечение Коломеец Е.К. без перерывов, постоянно расходными материалами к "данные изъяты"
Решение признано подлежащим немедленному исполнению.
В кассационной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия просит об отмене решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 22 февраля 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 мая 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что требование к Министерству здравоохранения Республики Бурятия и ГБУЗ "Городская поликлиника N 3" не имеет правовых оснований.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. N 319, предусмотрены аналогичные полномочия по организации обеспечения населения Республики Бурятия лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами питания (п. 6.11, 6.14, 6.15, 6.42 Положения).
В целях организации льготного обеспечения населения Республики Бурятия почти во всех подведомственных организациях Министерства здравоохранения Республики Бурятия, в том числе, в ГБУЗ "Городская поликлиника N", созданы структурные фармацевтические подразделения, через которые отпускаются лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты питания бесплатно соответствующим категориям граждан по назначениям лечащих врачей.
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 г, установлено, что граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия. При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и оформляет рецепт. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в соответствии с действующим законодательством аптечными организациями, в конкретном случае аптечным структурным подразделением ГБУЗ "Городская поликлиника N 3".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг бесплатно, в том числе, иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприцы-ручки, инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Коломеец Е.К. право на предоставление набора социальных услуг не имеет, так как не относится к соответствующим категориям граждан и не включена в Федеральный регистр.
Заявитель полагает, что ссылки истца и судов на нормативные правовые акты, регулирующие льготное обеспечение при предоставлении набора социальных услуг, а именно Федеральный закон 178-ФЗ, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, в данном случае не применимы. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрено обеспечение граждан, имеющих заболевание "данные изъяты" Также полагает, что резолютивная часть решения свидетельствует о неисполнимости судебного акта.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились материальный истец Коломеец Е.К, представители ответчиков Министерства здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ "Городская поликлиника N 3" Министерства здравоохранения Республики Бурятия, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Коломеец Е.К. страдает "данные изъяты", с 11 декабря 2012 г. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ "Городская поликлиника N 3" с диагнозом "данные изъяты"
До 2016 года Коломеец Е.К. получала лечение "данные изъяты". По результатам осмотра Коломеец Е.К. "данные изъяты" 31 августа 2016 г. с учетом молодого возраста, различной потребности организма в "данные изъяты" в течение суток, "данные изъяты"
В декабре 2019 г. ФГБНУ "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека" (г. Иркутск) Коломеец Е.К. установлена "данные изъяты"
В соответствии с инструкциями к "данные изъяты" которые периодически предоставлялись Коломеец Е.К.
При этом, согласно инструкции к "данные изъяты"
Обращения Коломеец Е.К. к ГБУЗ "Городская поликлиника N" Министерства здравоохранения Республики Бурятия с заявлениями об обеспечении средствами диагностики, оставлены без удовлетворения.
С целью обеспечения Коломеец Е.К. необходимыми для функционирования установленной Коломеец Е.К. "данные изъяты" прокурор обратился в суд в защиту ее интересов.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив, что Коломеец Е.К. не была обеспечена расходными материалами к "данные изъяты", а ее использование без них невозможно, пришел к выводу об обязании организовать бесплатное обеспечение Коломеец Е.К. без перерывов, постоянно расходными материалами к "данные изъяты" и выдать рецепты на их получение. Также суд первой инстанции установил, что обязанность по организации обеспечения указанных пациентов бесплатно в соответствии с медицинскими показаниями расходными материалами лежит на Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, как органе исполнительной власти, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения в Республике Бурятия, суд первой инстанции возложил обязанность по обеспечению Коломеец Е.К. необходимыми расходными материалами на Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
В соответствии с частью 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с положениями пунктов 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным аконом от 12 апреля 2010 г. N61-ФЗ " Об обращении лекарственных средств".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 N 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, к числу которых отнесен "данные изъяты"
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 декабря 2020г. N 833 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" установлен Перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского предоставления, в который включены препараты для лечения сахарного диабета - гипогликемические препараты и инсулины.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007г. N 319 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, которое для решения возложенных задач осуществляет следующие полномочия:
организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 6.7, 6.7.1 и 6.29 настоящего Положения (п. 6.11).
организует обеспечение населения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый в соответствии с федеральным законодательством (п. 6.14).
осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 6.15).
осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций (п. 6.19.3).
организует мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджетов (п. 6.19.4).
устанавливает меры социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации указанных лиц лекарственными препаратами (п. 6.42).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 июня 2008 г. N 307 утвержден Порядок предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим "данные изъяты"
Настоящий Порядок определяет правила предоставления на территории Республики Бурятия мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом, за счет средств республиканского бюджета (п. 1).
Меры медико-социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются в форме обеспечения лекарственными средствами и средствами самоконтроля фармацевтическими организациями на основании назначения лечащего врача медицинской организации по месту их жительства, выданному в день обращения (п. 3 Порядка).
Назначение лекарственных средств и средств самоконтроля больным сахарным диабетом производится лечащим врачом в медицинских организациях, исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стандартам, на основании рекомендаций врача-эндокринолога. Назначение также может осуществляться фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, уполномоченным на выписку указанных средств приказом руководителя районной медицинской организации (п. 5 Порядка).
Ежегодная потребность в лекарственных средствах (инсулинах, пероральных сахароснижающих препаратах) и средствах самоконтроля определяется Министерством здравоохранения Республики Бурятия на основании заявок медицинских организаций (п. 7 Порядка).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, "данные изъяты"
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в который включены "помпа" амбулаторная "инсулиновая" инфузионная со встроенным глюкометром (207650), набор для введения инсулина амбулаторный (351940), резервуар для амбулаторной "инсулиновой" инфузионной "помпы" (207670).
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к "инсулиновой помпе" - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Таким образом обязанность по организации обеспечения указанных пациентов бесплатно в соответствии с медицинскими показаниями расходными материалами лежит на Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, как органе исполнительной власти, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения в Республике Бурятия, в силу норм Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных выше норм права, установленных по делу фактических обстоятельств, суды пришли к правильному выводу, что Коломеец Е.К, как лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, в том числе, вправе получать все комплектующие изделия к "данные изъяты", в том числе средства постоянного мониторинга, поскольку протоколом заседания врачебной комиссии N от 12 ноября 2019 н. Коломеец Е.К. признана нуждающейся в "данные изъяты"
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "сахарный диабет", за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы, резервуаров, сенсоров измерения уровня сахара в крови) являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что нуждаемость Коломеец Е.К. в "данные изъяты" подтверждена заключением врачебной комиссии КГБУЗ "Городская поликлиника N3" Министерства здравоохранения Республики Бурятия N от 12 ноября 2019 г.
Согласно инструкции по использованию установленной Коломеец Е.К. "данные изъяты", поскольку указанные расходные материалы являются необходимыми для работы установленной Коломеец Е.К. "данные изъяты"
Доводы жалобы не могут служить основанием для отказа в обеспечении пациента средствами медицинского назначения в необходимом количестве, установленном в силу прямого указания закона.
Таким образом, учитывая наличие у Коломеец Е.К. "данные изъяты", и подтвержденную протоколом заседания врачебной комиссии N от 12 ноября 2019 г. нуждаемость ее в связи с этим в бесплатном обеспечении расходными материалами, необходимыми для функционирования установленной истцу "данные изъяты", принимая во внимание установленные в данной части нарушения ее прав со стороны ответчиков, судебная коллегия считает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований прокурора.
В целом доводы кассационной жалобы повторят доводы Министерства здравоохранения Республики Бурятия, изложенные в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций, надлежащая оценка указанным доводам дана судами первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено. Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 22 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.