Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-137/2022, УИД: 42RS0035-01-2021-003536-52 по иску Суржко Анатолия Андреевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании права на получение досрочной пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы с тяжёлыми условиями труда и назначить досрочной трудовой пенсии по старости, по кассационной жалобе Суржко Анатолия Андреевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Суржко А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу) о признании права на получение досрочной пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы с тяжелыми условиями труда и назначить досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Суржко А.А. указал, что он 5 октября 2021 г. подал заявление в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу о назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу с тяжёлыми условиями труда по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", в чём ему было отказано решением N от 22 октября 2021 г. по причине отсутствия специального стажа, в связи с отсутствием подтверждения с мест работы, и не читаемости печати.
Суржко А.А. считает решение об отказе в назначении пенсии незаконным, так как он работал на работах, предусмотренных соответствующими Списками, с тяжёлыми условиями труда полный рабочий день. Сведения о его работе подтверждаются трудовой книжкой.
Суржко А.А. просил суд признать за ним право на получение досрочной страховой пенсии по старости, обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить периоды работы с 31 июля 1987 г. по 14 сентября 1990 г, с 28 сентября 1990 г. по 13 февраля 1995 г, с 16 августа 1999 г. по 10 октября 2000 г, с 22 ноября 2004 г. по 29 января 2013 г. в стаж работы с тяжёлыми условиями труда, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 17 февраля 2022 г. исковые требования Суржко А.А. удовлетворены частично.
За Суржко А.А. признано право на получение досрочной страховой пенсии по старости.
ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязано включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, Суржко А.А. периоды его работы с 31 июля 1987 г. по 14 сентября 1990 г. в качестве электросварщика ручной электродуговой сварки в Лисаковском специализированном строительно- монтажном управлении треста "Уралдомнаремонт", с 22 ноября 2004 г. по 31 декабря 2008 г, со 2 февраля 2009 г. по 13 декабря 2012 г, с 1 января 2013 г. по 29 января 2013 г. в качестве газоэлектросварщика, электрогазосварщика в ГУ "Шорский национальный парк", ФГУ "Шорский национальный парк", ФГБУ "Шорский национальный парк", назначить Суржко А.А. досрочную страховую пенсию по старости с 25 октября 2021 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований Суржко А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 мая 2022 г. решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 17 февраля 2022 г. отменено и изменено в части.
Изложена резолютивная часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования Суржко А.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу включить Суржко Анатолию Андреевичу в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды его работы с 10 августа 1987 г. по 14 сентября 1990 г. в качестве электросварщика ручной электродуговой сварки в Лисаковском специализированном строительно-монтажном управлении треста "Уралдомнаремонт" г. Лисаковск, Кустанайская область, Казахстан.
В удовлетворении остальной части исковых требований Суржко А.А. отказать."
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Суржко А.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 мая 2022 г. в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 29 апреля 1991 г. по 13 февраля 1995 г, с 16 августа 1999 г. по 10 октября 2000 г, с 22 ноября 2004 г. по 29 января 2013 г. и в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 25 октября 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 мая 2022 г. обжалуется только в части отказа в удовлетворении исковых требований Суржко А.А. о включении в специальный страховой стаж периодов его работы с 29 апреля 1991 г. по 13 февраля 1995 г, с 16 августа 1999 г. по 10 октября 2020 г, с 22 ноября 2004 г. по 29 января 2013 г, назначении досрочной страховой пенсии по старости и, согласно части первой статьи 379.6 ГПК РФ, подлежит проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Суржко А.А. 5 октября 2021 г. обратился в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу N от 22 октября 2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости Суржко А.А. отказано, по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Указанным решением ответчик признал наличие стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", общей продолжительностью 2 года 7 месяцев 19 дней.
В специальный стаж на соответствующих видах работ не были включены периоды работы истца с 31 июля 1987 г. по 14 сентября 1990 г. в качестве электросварщика ручной электродуговой сварки в Лисаковском специализированном строительно-монтажном управлении треста "Уралдомнаремонт" г. Лисаковск, Кустанайская область Казахстан на том основании, что Списком N 2, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 профессия "сварщик" не предусмотрена.
В общий страховой стаж не включены периоды работы истца с 28 сентября 1990 г. по 13 февраля 1995 г. в качестве подсобного рабочего и с 29 апреля 1991 г. газосварщика ручной сварки, газоэлектросварщика в Дорожно-строительном тресте N 3 Казахстан, и с 16 августа 1999 г. по 10 октября 2000 г. в должности резчика Лисаковский филиал ОАО "Казвторчермет", так как печать об увольнении в трудовой книжке не читаема, не поступил ответ на запрос о подтверждении стажа.
Периоды работы с 22 ноября 2004 г. по 31 декабря 2008 г, со 2 февраля 2009 г. по 13 декабря 2012 г, с 1 января 2013 г. по 29 января 2013 г. в должности сварщика, электрогазосварщика в Государственном учреждении "Шорский национальный парк" также не включены в специальный стаж, поскольку после даты регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования - 26 января 1999 г. и по сведениям индивидуального персонифицированного учёта, переданы работодателем как "общие условия" без указания кода льготной профессии.
Указанные спорные периоды подтверждены записями в трудовой книжке Суржко А.А.
При этом записи с N до N свидетельствуют о работе Суржко А.А. в Дорожно-строительном управлении N 50:
с 28 сентября 1990 г. принят подсобным рабочим в дорожно-строительный трест N 3 (запись N);
с 29 апреля 1991 г. переведен газосварщиком ручной сварки по 3 разряду и 4 мая 1992 г. присвоен 5 разряд газоэлектросварщика, 1 марта 1994 г. переведен г/сварщиком 6 разряда (записи N, N и N);
27 декабря 1991 г. ДСУ -50 реорганизовано в Дорожно-строительное подразделение N 5 (запись N);
13 февраля 1995 г. уволен по ст. 32 КЗОТ Каз.СССР (собственное желание) - запись N.
Печать при увольнении Суржко А.А. с указанного предприятия не читаема.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что период работы Суржко А.А. с 31 июля 1987 г. по 14 сентября 1990 г. в качестве электросварщика ручной электродуговой сварки в Лисаковском специализированном строительно-монтажном управлении треста "УРАЛДОМНАРЕМОНТ" подлежит включению в специальный стаж, поскольку указанная должность "Электросварщик" предусмотрена разделом XXXII "Общие профессии" Списка N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173. Факт работы истца в данный период подтверждается записью в трудовой книжке. Сведения о работе истца в режиме неполного рабочего времени отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении требований о включении периодов работы истца с 28 сентября 1990 г. по 29 апреля 1991 г. подсобным рабочим, с 29 апреля 1991 г. по 4 мая 1992 г. газосварщиком ручной сварки, с 4 мая 1992 г. до 1 марта 1994 г. газоэлектросварщиком, с 1 марта 1994 г. по 13 февраля 1995 г. газосварщиком в Дорожно-строительном тресте N 3 Казахстан в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что Списком N 2 от 22 января 1956 г. N должность "подсобный рабочий" не предусмотрена, а кроме того, данный период работы не подтверждён допустимыми доказательствами по делу, поскольку печать организации, в подтверждение записей в трудовой книжке за данный период не читаема, документов, либо иных доказательств, подтверждающих работу Суржко А.А. в дорожно-строительном тресте N 3 в Республике Казахстан в период с 28 сентября 1990 г. по 13 февраля 1995 г. суду не представлено. Также суд первой инстанции исходил из того, что занятость истца в период после 1 января 1992 г. полный рабочий день на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности на территории Республики Казахстан не подтверждена какими-либо доказательствами.
Отказывая в удовлетворении требований Суржко А.А. о включении в специальный стаж периода его работы с 16 августа 1999 г. по 10 октября 2000 г. в должности резчика в Лисаковском филиале ОАО "Казвторчермет", суд первой инстанции исходил из того, что Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10 должность "резчик" не предусмотрена, материалы дела не содержат доказательств, которые бы подтверждали работу Суржко А.А. с 16 августа 1999 г. по 10 октября 2000 г. в какой-либо из названных Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10 производственной сфере и должности, а также его полную занятость на данных видах работ в указанный период.
Удовлетворяя требования Суржко А.А. в части включения в специальный стаж периодов его работы с 22 ноября 2004 г. по 31 декабря 2008 г, с 2 февраля 2009 г. по 13 декабря 2012 г, с 1 января 2013 г. по 29 января 2013 г. (за вычетом отпусков без сохранения заработной платы) в качестве газоэлектросварщика, электрогазосварщика в ГУ "Шорский национальный парк", ФГУ "Шорский национальный парк", ФГБУ "Шорский национальный парк", суд первой инстанции исходил из того, что документально подтверждена занятость истца на резке и ручной сварке полный рабочий день (более 80% рабочего времени).
Поскольку с учётом периодов работы истца учтённых пенсионным органом в бесспорном порядке и зачтённых судом на момент достижения Суржко А.А. возраста 55 лет он имел продолжительность специального стажа 12 лет 6 месяцев, продолжительность общего страхового стажа - 25 лет, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Суржко А.А. имеет право на получение досрочной страховой пенсии по старости с 25 октября 2021 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный страховой стаж периодов работы истца с 10 августа 1987 г. по 14 сентября 1990 г. в качестве электросварщика ручной электродуговой сварки в Лисаковском специализированном строительно-монтажном управлении треста "Уралдомнаремонт" г. Лисаковск, Кустанайская область, г. Казахстан.
Также суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Суржко А.А. о включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов его работы с 28 сентября 1990 г. по 29 апреля 1991 г. подсобным рабочим, с 29 апреля 1991 г. по 4 мая 1992 г. газосварщиком ручной сварки, с 4 мая 1992 г. по 1 марта 1994 г. газоэлектросварщиком, с 1 марта 1994 г. по 13 февраля 1995 г. в Дорожно-строительном тресте N 3 Казахстан.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции нашёл ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для включения в специальный страховой стаж периодов работы Суржко А.А. с 22 ноября 2004 г. по 31 декабря 2008 г, с 2 февраля 2009 г. по 13 декабря 2012 г, с 1 января 2013 г. по 29 января 2013 г. в качестве газоэлектросварщика, электрогазосварщика в ГУ "Шорский национальный парк", ФГУ "Шорский национальный парк", ФГБУ "Шорский национальный парк", поскольку представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается выполнение Суржко А.А. ручной сварки, данные периоды работы истца отражены в индивидуальном лицевом счёте без указания кода льготных условий, данные об особых условиях труда Суржко А.А. в Пенсионный фонд не передавались, дополнительные страховые взносы за Суржко А.А. с 1 января 2013 г. по 29 января 2013 г. не начислялись.
Установив, что с учётом зачтённых пенсионным органом в бесспорном порядке периодов работы (2 года 7 месяцев 19 дней) и периода работы с 10 августа 1987 г. по 14 сентября 1990 г. (3 года 1 месяц 5 дней) в качестве электросварщика ручной электродуговой сварки в Лисаковском специализированном строительно-монтажном управлении треста "Уралдомнаремонт" г. Лисаковс, Кустанайская область, Казахстан, зачтённого судом, специальный страховой стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составит 5 лет 8 месяцев 24 дня, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу пенсии с момента обращения с заявлением о её назначении.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьёй 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 6 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 указанного закона, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 указанной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Списком N 2 от 22 августа 1956 г. раздел XXXII "Общие профессии" предусмотрены "газосварщики и их подручные", а также "электросварщики и их подручные".
Согласно Списку N 2 от 26 января 1991 г. раздела ХХХIII "Общие профессии" право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено газосварщикам (позиция 23200000-11620); электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятым сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщикам ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 3073-17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 06-27/7017 от 2 августа 2000 г. "О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков" правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу ХХХIII Списка N 2 пользуются электросварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металлов и металлических изделий. "Электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 раздела ХХХIII как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утверждёнными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днём понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 5 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Пунктом 10 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Порядок установления страховых пенсий определён статьёй 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утверждён Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень) (утратил силу с 1 января 2022 г.).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н) (утратили силу с 1 января 2022 г.).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в её установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путём направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований Суржко А.А. о включении периодов работы с 29 апреля 1991 г. по 4 мая 1992 г. газосварщиком ручной сварки, с 4 мая 1992 г. до 1 марта 1994 г. газоэлектросварщиком, с 1 марта 1994 г. по 13 февраля 1995 г. в качестве газосварщика в Дорожно-строительном тресте N 3 Казахстан, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, на основании установленных обстоятельств, в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям вышеприведённых норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения досрочной страховой пенсии по старости, порядок исчисления специального стажа, пришёл к выводу об отсутствии надлежащих и допустимых доказательств, подтверждающих что Суржко А.А. в оспариваемые периоды осуществлял работу в особых условиях труда в связи с чем пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Суржко А.А. в данной части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций документы по личному составу "Дорожностроительного управления 50" за 1990-1995 годы на государственное хранение в филиал ГКУ "Государственный архив Костанайской области" "Лисаковский региональный государственный архив" не поступали, доказательств, подтверждающих работу Суржко А.А. в дорожно-строительном тресте N 3 в Республике Казахстан в период с 29 апреля 1991 г. по 13 февраля 1995 г. в особых условиях труда суду не представлено, как и не представлено документального подтверждения занятости истца после 1 января 1992 г. на выполнении работ газоэлектросварщиком постоянно полный рабочий день на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Установив указанные обстоятельства, применив к спорным отношениям вышеприведённые нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям, установив отсутствие документального подтверждения занятости истца после 1 января 1992 г. на выполнении работ газоэлектросварщиком постоянно полный рабочий день на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы с 29 апреля 1991 г. по 4 мая 1992 г. газосварщиком ручной сварки, с 4 мая 1992 г. до 1 марта 1994 г. газоэлектросварщиком, с 1 марта 1994 г. по 13 февраля 1995 г. в качестве газосварщика в Дорожно-строительном тресте N 3 Казахстан.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный страховой стаж истца периодов его работы с 22 ноября 2004 г. по 31 декабря 2008 г, с 2 февраля 2009 г. по 13 декабря 2012 г, с 1 января 2013 г. по 29 января 2013 г. в качестве газоэлектросварщика, электрогазосварщика в ГУ "Шорский национальный парк", ФГУ "Шорский национальный парк", ФГБУ "Шорский национальный парк", суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что указанные периоды работы имели место после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (26 января 1999 г.), а потому в соответствии с положениями части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и пункта 43 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015, должны подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно учёл, что в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. периоды работы после 1 января 2013 г. подлежат включению в специальный страховой стаж при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.
Установив, что Суржко А.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 26 января 1999 г, а спорные периоды его трудовой деятельности имели место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования, индивидуальные сведения в отношении специального стажа Суржко А.А. за спорные периоды, а именно с 22 ноября 2004 г. по 31 декабря 2008 г, с 2 февраля 2009 г. по 13 декабря 2012 г, с 1 января 2013 г. по 29 января 2013 г. в качестве газоэлектросварщика, электрогазосварщика в ГУ "Шорский национальный парк", ФГУ "Шорский национальный парк", ФГБУ "Шорский национальный парк" представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без указания кода льготных условий, письменные доказательства, подтверждающие факт выполнения истцом работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в спорные периоды в течение полного рабочего дня не представлены, после 1 января 2013 г. страховые взносы по дополнительным тарифам не начислялись и не уплачивались, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что спорные периоды работы Суржко А.А. с 22 ноября 2004 г. по 31 декабря 2008 г, с 2 февраля 2009 г. по 13 декабря 2012 г, с 1 января 2013 г. по 29 января 2013 г. в качестве газоэлектросварщика, электрогазосварщика в ГУ "Шорский национальный парк", ФГУ "Шорский национальный парк", ФГБУ "Шорский национальный парк" не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения Суржко А.А. страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с работой с тяжёлыми условиями труда.
Ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с момента достижения 55 лет (25 октября 2021 г.).
Доводы кассационной жалобы Суржко А.А. о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно исключил из его специального стажа, дающего право на страховую пенсию по старости в связи с тяжёлыми условиями труда периоды работы с 29 апреля 1991 г. по 13 февраля 1995 г, с 16 августа 1999 г. по 10 октября 2000 г, с 22 ноября 2004 г. по 29 января 2013 г. и необоснованно отказал в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы суда подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления суда апелляционной инстанции по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Суржко Анатолия Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.