Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-83/2022 (УИД 22RS0012-01-2021-001716-53) по иску Малачевой Светланы Викторовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии и возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения, по кассационной жалобе Малачевой Светланы Викторовны на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 3 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Малачева Светлана Викторовна (далее по тексту - Малачева С.В.) обратилась в Славгородский городской суд Алтайского края с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ОПФР по Алтайскому краю, пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 2 ноября 2021 г. N 715359/21 об отказе в назначении страховой пенсии и возложении обязанности назначить пенсию с 1 ноября 2021 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Моисцрапишвили Омари Нодарович (далее по тексту - Моисцрапишвили О.Н.).
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от 3 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 мая 2022 г, исковые требования Малачевой С.В. оставлены без удовлетворения.
Малачева С.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, наличие у нее права на досрочное назначение пенсии в связи с воспитанием ребенка-инвалида, до достижения им возраста 8 лет, просит решение Славгородского городского суда Алтайского края от 3 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 мая 2022 г. отменить и принять новое судебное постановление об удовлетворении исковых требований. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22 октября 2021 г. Малачева С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, воспитавшему ребенка-инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет, достигшая 50 лет, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Алтайскому краю от 2 ноября 2021 г. N 715359/21 в назначении досрочной страховой пенсии Малачевой С.В. отказано ввиду отсутствия у нее возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственной гражданской должности, в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На момент обращения страховой стаж Малачевой С.В. составил 29 лет 11 месяцев 14 дней, ИПК свыше 30. Сообщено, что Малачева С.В, с учетом положений Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приобретет через 36 месяцев после достижения 50 лет, то есть с 1 ноября 2024 г, или со следующего дня после увольнения с замещаемой должности.
Малачева С.В, не согласившись с решением пенсионного фонда, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1.1 статьи 8, пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, трудовую книжку Малачевой С.В, в которой указано, что с 14 марта 2013 г. и по настоящее время она замещает государственную должность специалиста-эксперта территориального отдела в г. Славгороде, г. Яровое, Бурлинском, Хабарском и Немецком национальном районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, справку Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 1 февраля 2022 г. N389 в которой содержатся аналогичные сведения, актовую запись "данные изъяты", справку от 4 августа 2021 г. N N, выданную филиалом Федерального казенного учреждения "Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Бюро N 25, о признании ФИО14 Л.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, "ребенок-инвалид" сроком на 2 года, до 1 ноября 1999 г, 13 октября 1999 г. при очередном освидетельствовании категория "ребенок-инвалид" не установлена, исходил из того, что Малачева С.В. на момент обращения в пенсионный орган и после достижения ею 50-летнего возраста (ДД.ММ.ГГГГ г.) замещала и замещает в настоящее время государственную гражданскую должность, она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако дата назначения пенсии подлежит определению с учетом Приложения 5 к указанному Федеральному закону, по истечении 36 месяцев после достижения 50 лет, с ДД.ММ.ГГГГ г.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что на момент обращения истца в пенсионный орган 22 октября 2021 г. условие о возрастном цензе не было соблюдено, ответчик обоснованно отказал в назначении досрочной страховой пенсии, указав на необходимость достижения возраста 53 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан определены статьей 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Так, пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
Приведенным законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", до 5 лет, женщинам до 8 лет, при этом не имеет значение, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.
Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 января 2017 г, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
В соответствии с Приложением N 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 6 месяцев, если гражданин приобретает право на назначение пенсии в 2017 г, плюс 1 год - в 2018 г, в 2019 г. - не ранее чем через 1 год и 6 месяцев, в 2020 г. не ранее чем через 24 месяца, в 2021 г. - не ранее чем через 36 месяцев и т.д.
Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 19 декабря 2019 г. N 3370-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ткачук Оксаны Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 5 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан") такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (Постановление от 27 апреля 2001 г. N 7-П; Определения от 11 мая 2012 г. N 743-О, от 14 мая 2013 г. N 692-О и др.).
Таким образом, пенсионный возраст у женщины, замещающей должность государственной службы, приобретшей право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в 2021 году, увеличивается на 36 месяцев и право на досрочную страховую пенсию возникает при достижении ею возраста 53 года, соответственно.
Как правильно установлено судами, на момент подачи заявления в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец такого возраста не достигла, в связи с чем решение ответчика об отказе в установлении пенсии соответствует закону, право на досрочную пенсию у истца не возникло.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также доводов истца о наличии у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, которые отклонены как необоснованные.
Доводы кассационной жалобы Малачевой С.В. о наличии у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Славгородского городского суда Алтайского края от 3 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Малачевой Светланы Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.