Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сицинской О.В, судей Печуриной Ю.А. и Рассказовой Г.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2022 года по административному делу по административному иску Ванькович Екатерины Сергеевны о признании нормативных правовых актов недействующими в части.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ванькович Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим со дня принятия приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 2752 в части утверждения пункта 37871 "Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая" на 2021 год и приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321 в части утверждения пункта 38341 "Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая" на 2022 год.
Административный истец Ванькович Е.С. обосновывает свои требования тем, что принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение нежилого здания в Перечни на 2021 -2022 года не соответствует положениям ст. 378.2 Налогового кодекса РФ и нарушает ее права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 17 июня 2022 года заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, департамент имущественных отношений Краснодарского края подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что спорное здание включено в Перечни на 2021-2022 года на основании фактического использования здания, что отражено в акте обследования от 7 ноября 2019 года. Административный ответчик полагает, что выводы суда первой инстанции не основаны на нормах статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. При указанных обстоятельствах просит решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На апелляционную жалобу представлены письменные возражения прокуратуры Краснодарского края, в которых прокурор просит оставить решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2022 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что согласно сведениям ЕГРН спорное нежилое здание имеет назначение - "нежилое здание", наименование - "административное". Назначение объекта согласно сведениям технического паспорта "административное". Вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагается рассматриваемый объект, "для эксплуатации производственных зданий и сооружений" не позволяет отнести его к объектам с особенностями налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
На момент включения объекта в Перечни обследование на предмет установления вида фактического использования не проводилось. Акт от 7 ноября 2019 года, представленный административным ответчиком, составлен не до 1 сентября года, предшествующего налоговым периодам формирования Перечней, что противоречит пункту 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.04.2017 года N 319. В связи с чем, представленный Департаментом акт не может являться допустимым доказательством законности включения объекта в оспариваемые Перечни.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Сколяренко О.Н. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2022 года без изменения.
Прокурор Костюк А.И. также просил оставить решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2022 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 КАС РФ представлены доказательства, подтверждающие полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО КК) на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и опубликования.
28 декабря 2020 года принят приказ ДИО КК N 2752, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, согласно приложению к данному приказу.
27 декабря 2021 года принят приказ ДИО КК N 3321, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, согласно приложению к данному приказу.
Судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемые приказы ДИО КК являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимости, в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел 4 вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимого имущества (в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации) может быть отнесен при условии его соответствия любому из приведенных в пункте 3 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Ванькович Е.С. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 765, 7 кв.м, наименование: административное, расположенное по адресу: "адрес".
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11 апреля 2022 года N КУВИ N, представленной в материалы дела.
7 ноября 2019 года в отношении объекта с кадастровым номером N проводились мероприятия по установлению вида фактического использования специалистом подведомственного департаменту ГКУ КК "Кубаньземконтроль", наделенного приказом департамента от 13.07.2016 N 1173 "Об утверждении изменений в устав государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Проведено выездное обследование объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N. Правообладатель объекта проинформирован о проведении обследования уведомлением департамента от 25.10.2019 N 52-43003/19-08-12.
По результатам выездного обследования составлен акт обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N от 7 ноября 2019 года, согласно которому установлено, что указанный объект представляет собой 3-х этажное нежилое здание. При въезде на объект присутствует вывеска "Deco Flora флористика, творчество". На объекте вывески, таблички отсутствуют. В здании ведется оптовая продажа товаров по флористике. Помещение для расчета с покупателями торговой компании "Deco Flora" занижает 21, 9 кв. м, что составляет 2, 9% от общей площади объекта; кабинеты торговой компании "Deco Flora" занимают 125, 4 кв. м, что составляет 16, 4% от общей площади объекта; выставочные залы торговой компании "Deco Flora" занимают 308, 8 кв. м, что составляет 40, 4% от общей площади объекта.
Согласно пункту 11 Порядка N 319, акт обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, подготовленный по результатам выездного обследования, вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, созданной приказом департамента от 26.06.2017 N 1266 (далее - Комиссия), на заседании, состоявшемся 12 декабря 2019 года (протокол N 15).
Комиссия рекомендовала департаменту определить вид фактического использования здания с кадастровым номером N - "в целях размещения торговых объектов".
С учетом рекомендаций Комиссии департаментом принят приказ от 26 декабря 2019 года N 2828 "Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", которым определен вид фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N - "в целях размещения торговых объектов" (далее по тексту - Приказ N 2828). Приказ N 2828 размещен на официальном сайте департамента в разделе "Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Информация об установлении вида фактического использования объектов".
Во исполнение подпунктов 3, 4 пункта 1 Приказа N 1548 объект включен в Перечни на 2021 и на 2022 годы.
Перечень на 2021 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 28 декабря 2020 года N 52-08-05-49276/20.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа N 1548 предусмотрено, что правообладатели объектов недвижимого имущества в случае несогласия с включением объекта недвижимого имущества в перечень вправе в срок до 1 июня текущего налогового периода подать в департамент заявление об исключении.
В установленный законом срок заявление об исключении из Перечня на 2021 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N не подавалось.
Перечень на 2022 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 28 декабря 2021года N 52-08-01-60525/21.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа N 1548 предусмотрено, что правообладатели объектов недвижимого имущества в случае несогласия с включением объекта недвижимого имущества в перечень вправе в срок до 1 июня текущего налогового периода подать в департамент заявление об исключении.
По состоянию на текущую дату заявление об исключении из Перечня на 2022 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N Ванькович Е.С. не подавалось.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11 апреля 2022 года N КУВИ- N объект недвижимого имущества с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N площадью 6836 +/- 29 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "для эксплуатации производственных зданий и сооружений".
Суд первой инстанции верно установил, что указанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и поэтому не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, при рассмотрении дел об оспаривании включения объектов недвижимого имущества в Перечни, помимо признака расположения на земельном участке, федеральный законодатель установилеще два самостоятельных критерия отнесения объекта недвижимости к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.
Так, для признания законными оспариваемых пунктов Перечней достаточно установить соответствие спорного объекта хотя бы одному из критериев: по предназначению в соответствии с правоустанавливающими документами (технической документацией) или по фактическому использованию.
При этом правовое значение имеет именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование и цели использования.
Указанные выводы следуют из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, согласно которым в качестве квалифицирующего признака предусмотрено назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости.
Согласно техническому паспорту на спорный объект недвижимого имущества, составленному ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ"" по состоянию на 11 июня 2019 года, объект имеет наименование "административное", общей площадью 792 кв. м, и включает в себя помещения с наименованием "назначение не определено" - общей площадью 666, 7 кв. м, "кабинет" - 16, 3 кв.м, "лестничная клетка" - 98, 4 кв.м, "сан.узел", "туалет" - 8 кв.м, "душевая" - 2, 6 кв.м.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исходя из документации на спорный объект недвижимости условия для включения здания в Перечни, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствовали.
Федеральный законодатель, устанавливая с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи; вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливать в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Следовательно, в силу прямого указания закона, содержащегося в подпункте 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, следовательно, на день принятия Перечня административный ответчик должен обладать предусмотренными законом сведениями, подтверждающими обоснованность включения объектов недвижимости в Перечень на указанный период.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 Приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1548 от 27.07.2017 года "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" предусмотрено формирование на каждый очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), из числа объектов недвижимого имущества, предназначенных в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации), для использования в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, и объектов недвижимого имущества вид фактического использования которых, определенный согласно Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (утв. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края 27.04.2017 года N 319), соответствует условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ. Пункт 6 части 1 указанного Приказа предусматривает формирование Перечня на каждый очередной налоговый период в срок не позднее 25 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду.
Пунктом 1 статьи 403 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Вместе с тем, налоговым периодом в силу статьи 405 НК РФ, признается календарный год.
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как торгового центра является правомерным при условии, если обследование проводилось до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком и содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
По смыслу вышеуказанных норм права обследование объектов недвижимого имущества с целью определения вида их фактического использования должно проводится ежегодно до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется Перечень объектов недвижимого имущества, в данном случае при формировании Перечня на 2021 год обследование должно было быть проведено в 2020 году, при включении в Перечень на 2022 год - в 2021 году.
Кроме того, пунктом 3 Порядка в редакции, действовавшей в спорные периоды, установлено, что в Перечень на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения (далее также - объекты недвижимого имущества), вид фактического использования которых определен уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ.
Соответственно, объект с кадастровым номером N подлежал включению в Перечень недвижимого имущества на 2021 год в связи с установлением вида его фактического использования только в случае, если оно имело место с 1 января 2020 года до 1 сентября 2020 года, а на 2022 год - с 1 января 2021 года до 1 сентября 2021 года.
Судом первой инстанции установлено, что на момент включения спорного здания в Перечни объектов недвижимого имущества на 2021 и 2022 годы, его фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра недвижимости не позволяли достоверно отнести указанный объект недвижимого имущества к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Как следует из материалов дела, выездное обследование здания с кадастровым номером N проведено 7 ноября 2019 года, приказ департамента имущественных отношений об определении вида фактического использования N 2828 издан 26 декабря 2019 года.
Следовательно, на начало спорных налоговых периодов не установлено, что спорный объект недвижимости мог быть отнесен к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость в 2021 и 2022 годах.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что условия для включения спорного здания в Перечни, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на 2021-2022 года, отсутствовали, в связи с чем, суд обоснованно признал оспариваемые пункты приказов недействующими со дня принятия.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.