Второй апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 3а-159/2022 по частной жалобе Лебедева Александра Васильевича на определение Челябинского областного суда от 19 июля 2022 года, которым прекращено производство по делу по административному иску о признании недействующим распоряжения Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года N 146-рп "О введении режима повышенной готовности".
Заслушав объяснения представителя административного ответчика Правительства Челябинской области и заинтересованного лица Губернатора Челябинской области - Алешкиной О.А, заключение прокурора Капсамун И.С,
УСТАНОВИЛ:
18 марта 2020 года Правительством Челябинской области издано распоряжение N 146-рп "О введении режима повышенной готовности" (далее - Распоряжение N 146-рп), которое опубликовано в этот же день на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
31 марта 2020 года Правительством Челябинской области издано распоряжение N 177-рп "О внесении изменения в распоряжение Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года N 146-рп", которое опубликовано в этот же день на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Указанным распоряжением Распоряжение N 146-рп дополнено пунктом 12-2 следующего содержания:
"12-2. Обязать:
1) граждан соблюдать дистанцию от других граждан не менее 1, 5 метра (далее именуется - социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
2) органы государственной власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории, включая прилегающую территорию;
3) граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Челябинской области, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением, в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим распоряжением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельности правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод человека, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.".
3 апреля 2020 года Правительством Челябинской области издано распоряжение N 190-рп "О внесении изменения в распоряжение Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года N 146-рп", которое опубликовано в этот же день на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Указанным распоряжением Распоряжение N 146-рп изложено в новой редакции.
Положения, которые были изложены в подпунктах 1, 2 пункта 12-2, указаны соответственно в подпунктах 1, 2 пункта 18 не претерпев изменений.
6 мая 2020 года Правительством Челябинской области издано распоряжение N 288-рп "О проведении дополнительных мероприятий в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Челябинской области и внесении изменений в распоряжения Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года N 146-рп, от 6 апреля 2020 года N 191-рп", которое опубликовано в этот же день на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Указанным распоряжением Распоряжение N 146-рп дополнено пунктом 14-1 следующего содержания:
"14-1. Руководителям организаций независимо от форм собственности, оказывающих услуги населению, с 12 мая 2020 года и до особого распоряжения обеспечить контроль за использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) работниками (за исключением работников, не осуществляющих непосредственный контакт с другими работниками организации или с клиентами) и клиентами.";
пункт 18 дополнен подпунктом 4 следующего содержания:
"4) граждан с 12 мая 2020 года и до особого распоряжения использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (на всех объектах розничной торговли, в аптеках, банках, парикмахерских, медицинских организациях, общественном транспорте, включая такси, на всех предприятиях и в учреждениях, продолжающих свою работу, и других).".
31 мая 2022 года Правительством Челябинской области издано распоряжение N 424-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года N 146-рп", которым пункт 14-1, подпункт 4 пункта 18 признаны утратившими силу.
Лебедев А.В. обратился с административным иском, в котором просил признать недействующим Распоряжение N 146-рп.
В обоснование заявленных требований указал на ограничение свободы передвижения, общения с друзьями, коллегами, избирателями; ношение масок нарушает его права на свободное дыхание, ведёт к дополнительным расходам.
Определением Челябинского областного суда от 19 июля 2022 года производство по административному делу прекращено, поскольку пункт 14-1, подпункт 4 пункта 18 утратили силу, а подпункты 1, 2 пункта 18 Распоряжения N 146-рп были предметом судебного разбирательства, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда.
В частной жалобе Лебедев А.В. просит определение отменить, в связи с нарушением судом норм процессуального права.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения частной жалобы.
Прокурор дал заключение об отмене в части оспариваемого судебного акта.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области о времени и месте рассмотрения частной жалобы извещён своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагал возможным рассмотреть частную жалобу при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в частной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 и часть 1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, заслушав заключение прокурора, суд апелляционной инстанции считает определение подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Из вступившего в законную силу решения Челябинского областного суда от 19 июня 2020 года следует, что подпункты 1, 2, 4 пункта 18 Распоряжения N 146-рп были предметом судебного разбирательства.
Каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение прав, свобод или законных интересов административного истца пунктом 14-1, подпунктами 1, 2, 4 пункта 18 Распоряжения N 146-рп материалы дела не содержат.
С учётом указанных обстоятельств, оспариваемое определение в части прекращения производства по делу о признании недействующими пункта 14-1, подпунктов 1, 2, 4 пункта 18 Распоряжения N 146-рп является мотивированным, законным и обоснованным.
Вместе с тем, как следует из административного искового заявления, Лебедев А.В. заявил требования о признании недействующим всего Распоряжения N 146-рп; оспариваемым определением прекращено производство по делу о признании недействующим также всего Распоряжения N 146-рп.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в определении суда, которое выносится в виде отдельного судебного акта, должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, ссылки на законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд.
В нарушение указанной нормы в оспариваемом определении не указаны мотивы, по которым суд пришёл к выводу о прекращении производства по делу о признании недействующими иных положений Распоряжения N 146-рп, в отношении которых также отсутствуют ссылки на законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд.
Данное нарушение норм процессуального права в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для частичной отмены оспариваемого определения.
Оснований для вынесения частного определения в порядке части 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чём просит административный истец, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Также не подлежит удовлетворению требование административного истца о передаче административного дела в суд другого региона, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные частью 2 статьи 36 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы частной жалобы основаны на неверном толковании норм процессуального права и сами по себе не влекут отмену оспариваемого определения.
Руководствуясь статьями 177, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Челябинского областного суда от 19 июля 2022 года в части прекращения производства по делу о признании недействующими пункта 14-1, подпунктов 1, 2, 4 пункта 18 распоряжения Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года N 146-рп "О введении режима повышенной готовности" оставить без изменения.
В остальной части определение суда отменить, административное дело N 3а-159/2022 направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья И.В.Пластинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.