Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Наконечной Е.В, Аноприенко К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Думы Партизанского городского округа Приморского края на решение Партизанского городского суда Приморского края от 3 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 мая 2022 года по делу по иску Хаминовой Л.А, к Думе Партизанского городского округа Приморского края, Контрольно-счетной палате Партизанского городского округа Приморского края о признании незаконным увольнения, восстановлении на службе.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А, объяснения представителя Думы Партизанского городского округа - Любецкой О.И, представителя Контрольно-счетной палаты Партизанского городского округа - Житяйкиной Е.А, объяснения Хамитовой Л.А, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е. А, полагавшей необходимым судебные акты оставить без изменения,
УСТАНОВИЛА:
истец, обратившись в суд, указала, что решением Думы Партизанского городского округа от 25 июня 2021 года N она назначена на должность "данные изъяты". На основании приказа о приеме на работу от 12 июля 2021 года N с ней заключен срочный трудовой договор на срок 5 лет.
9 октября 2021 года она предупреждена об исключении ее должности муниципальной службы с 30 сентября 2021 года, поскольку такая должность "данные изъяты" отнесена к муниципальным должностям.
22 декабря 2021 года Думой Партизанского городского округа Приморского края принято решение N "О досрочном прекращении полномочий "данные изъяты"" в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 1июля 2021 года N 255 "О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Полагала, что принятое решение является незаконным, поскольку внесение изменений в законодательство не является основанием для досрочного прекращения ее полномочий. Кроме того, к полномочиям Думы не отнесено принятие решения о досрочном прекращении трудового договора, поскольку Дума не является для неё работодателем.
Просила с учетом уточнений требований признать незаконным решение Думы Партизанского городского округа Приморского края от 22 декабря 2021 года N "О досрочном прекращении полномочий "данные изъяты"", признать незаконным приказ и.о. председателя Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа Приморского края В. от 15 февраля 2022 года N "О досрочном освобождении от занимаемой должности "данные изъяты"", признать незаконным увольнение с занимаемой должности, восстановить её в качестве "данные изъяты" с 15 февраля 2022 года, возместить расходы по оплате госпошлины.
Решением Партизанского городского суда Приморского края от 3 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 мая 2022 года, исковые требования удовлетворены, признаны незаконными решение Думы Партизанского городского округа Приморского края от 22 декабря 2021 года N "О досрочном прекращении полномочий "данные изъяты"", приказ и. о. председателя Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа Приморского края В... от 15 февраля 2022 года N N "О досрочном освобождении от занимаемой должности "данные изъяты"", увольнение Хаминовой Л.А. с должности "данные изъяты", восстановлены полномочия Хаминовой Л.А. в качестве "данные изъяты", Хаминова Л.А. восстановлена в должности "данные изъяты" с 15 февраля 2022 года, разрешен вопрос по судебным расходам.
В кассационной жалобе, дополнениях к ней Дума Партизанского городского округа Приморского края просит отменить судебные акты, считая их незаконными, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
В судебном заседании представители Думы Партизанского городского округа и Контрольно - счетной палаты Партизанского городского округа доводы кассационной жалобы поддержали.
Хаминова Л.А. просила оставить судебные акты без изменения. Прокурор возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, дополнительной кассационной жалобы, возражений Хаминовой Л.А, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
При разрешении спора суды верно указали, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Кроме того, деятельность контрольно - счетных органов регулируется специальным законом - Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", которым установлены, в том числе основания досрочного освобождения лиц, от замещаемых должностей в указанном органе.
По настоящему делу установлено, что решением Думы Партизанского городского округа Приморского края от 25 июня 2021 года N Хаминова Л.А. назначена "данные изъяты".
На основании указанного решения Думы 12 июля 2021 года с ней заключен трудовой договор сроком на 5 лет.
12 июля 2021 года Контрольно-счетной палатой Партизанского городского округа Приморского края издан приказ N о приеме Хаминовой Л.A. на работу в Контрольно-счетную палату Партизанского городского округа на должность "данные изъяты" по срочному служебному контракту с 12 июля 2021 года по 11 июля 2026 года.
Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 255-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в соответствии с которыми с 30 сентября 2021 года должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям.
4 октября 2021 года в адрес Хаминовой Л.A. направлено уведомление о том, что в установленные федеральным законодательством сроки должность муниципальной службы - "данные изъяты" будет исключена из реестра должностей муниципальной службы в Партизанском городском округе, принятого решением Думы Партизанского городского округа 31 июля 2009 года N, с которым она ознакомлена в этот же день.
Решением Думы Партизанского городского округа от 22 декабря 2021 года N вышеназванная должность исключена из Реестра должностей муниципальной службы в Партизанском городском округе.
Также решением Думы Партизанского городского округа Приморского края от 22 декабря 2021 года N "О досрочном прекращении полномочий "данные изъяты"" принято решение о прекращении полномочий "данные изъяты" Хаминовой Л.А. по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по пункту 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
15 февраля 2022 года Хаминова Л.А. была ознакомлена с приказом Контрольно-счетной палаты Партизанского городского округа Приморского края от 15 февраля 2022 г. N, которым она досрочно освобождена от занимаемой должности "данные изъяты", трудовой договор с ней прекращен.
Разрешая спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, исходил из того, что оснований для досрочного освобождения истца от занимаемой должности, предусмотренных частью 5 статьи 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" не имелось, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом указал, что внесенные Федеральным законом N255 изменения в Федеральный закон N6 - ФЗ не являются основанием для досрочного прекращения полномочий "данные изъяты", и до истечения срочного трудового договора, заключенного с истцом в связи с изменением законодательства, истец по примененному основанию не может быть уволена.
Сторонами не оспаривалось, что занимаемая истцом должность относится к должностям муниципальной службы по которым заключался трудовой договор, что соответствует положениям части 6 статьи 16 Федерального закона N 25-ФЗ, которой предусмотрено, что поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права для расторжения трудового договора подлежат применению основания, установленные и специальным законодательством, и нормами трудового права.
Выводы суда о том, что для расторжения трудовых отношений с истцом не могут быть применены нормы трудового законодательства, так как для лиц, замещающих должности контрольно - счетных органов установлен исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения их полномочий, является неверным, на законе не основанном.
Федеральным законом N255-ФЗ установлена императивная норма об отнесении должностей председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно - счетного органа к государственным должностям субъекта Российской Федерации и муниципальным должностям.
В связи с этим с 30 сентября 2021 года (со дня вступления в силу Федерального закона N255-ФЗ) правовых оснований для замещения названных должностей государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими не имеется.
Также статьей 6 Федерального закона N6-ФЗ в редакции Федерального закона N255-ФЗ устанавливается новый порядок назначения на должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно - счетных органов.
При этом Федеральным законом N255-ФЗ не предусмотрено переходных норм в отношении особого порядка назначения на указанные должности лиц, которые замещают должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно - счетного органа на условиях срочного трудового договора.
При таких обстоятельствам, с учетом того, что должность, замещаемая истцом, исключена в установленном порядке из реестра должностей муниципальной службы, для расторжения срочного трудового договора с ней могли быть применены нормы трудового законодательства.
Однако в данном случае неправильные выводы суда, основанные на неправильном применении норм материального права, не влекут отмену постановленных судебных актов в силу следующего.
Исключение должности муниципальной службы, замещаемой истцом из соответствующего реестра должностей муниципальной службы и отсутствие в законе вышеназванных переходных положений, влечет за собой проведение контрольно - счетным органом организационно - штатных мероприятий и выбор оснований увольнения, предусмотренных, в том числе, трудовым законодательством.
При этом и увольнение по основаниям пункта 13 статьи 83 Трудового Кодекса Российской Федерации, и по основаниям, предусматривающим сокращение должности, предполагает соблюдение определенной процедуры и допускается только в случаях невозможности перевести работника с его письменного согласия на иную, имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Представителем Контрольно - счетной палаты Партизанского городского округа при рассмотрении дела, в том числе и в суде кассационной инстанции, отрицалась необходимость проведения такой процедуры, и не оспаривалось, что такая процедура в отношении истца не проводилась. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении процедуры увольнения, и, следовательно, незаконности увольнения.
Но поскольку неправильное применение судом норм материального права, не повлияло на исход дела, оснований для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Не могут быть признаны обоснованными доводы кассационной жалобы о заинтересованности в исходе дела судьи и прокурора при рассмотрении дела в суде первой инстанции, поскольку они основаны на предположениях, конкретных сведений не содержат. Кроме того, стороной спора в установленном порядке, предусмотренном статьями 16, 18 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отводы прокурору, участвовавшему в деле, и судье не заявлялись. Ранее, в том числе при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, такие доводы также не заявлялись, и не проверялись судом апелляционной инстанции, в полномочия которого входит установление фактических обстоятельств и оценка доказательств, что является основанием для их отклонения.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Партизанского городского суда Приморского края от 3 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 мая 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Думы Партизанского городского округа Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.