Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Власенко И.Г, Дубовик М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Добрыниной Т.П, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 июня 2022 года по делу по иску Добрыниной Т.П, к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Министерству здравоохранения Приморского края, Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" о взыскании компенсации оказанной услуги.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А, объяснения представителя Государственного учреждения (ГУ) - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Колпаковой Е.Н, Министерства здравоохранения Приморского края - Рыбаковой Я.И,
УСТАНОВИЛА:
истец, обратившись в суд, указала, что с 28 апреля 2020 года является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА инвалида) она нуждалась в реконструктивной хирургии в период с 28 апреля 2020 года до 1 мая 2021 года.
В связи с тем, что она нуждалась в эндопротезировании "данные изъяты", а сотрудники больницы халатно относились к оформлению заявки на протезирование по квоте, срок заявок постоянно истекал, приглашения на проведение операции не поступало, заболевание прогрессировало, 15 июня 2020 года ей проведена операция по эндопротезированию "данные изъяты", за счет её собственных средств был приобретен эндопротез и оплачена услуга по протезированию, что составило 226 440 рублей.
В ответ на ее заявление в ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о выплате компенсации стоимости операции и самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации получен отказ.
Просила с учетом уточнения требований взыскать компенсацию в размере 226 440 рублей оказанной услуги по эндопротезированию в размере стоимости приобретенного средства реабилитации.
Решением Дальнереченского районного суда Приморского края от 13 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены, с Федерального фонда обязательного медицинского страхования в пользу Добрыниной Т.П. взыскана компенсация оказанной медицинской услуги в размере 206 557 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 июня 2022 года решение отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Добрынина Т.П. просит отменить апелляционное определение как незаконное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования считает обоснованным апелляционное определение, поскольку расходы, заявленные ко взысканию, понесены истцом по собственной инициативе, при наличии у последней права на бесплатное получение медицинской помощи в сроки и на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида в условиях соблюдения предусмотренного действующим законодательством порядка в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, аналогичной оказанной АНО "Клиника НИИТО" в соответствии с установленными стандартами и определенным порядком. Считает неверным решение суда первой инстанции, которым в качестве надлежащего ответчика определен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, поскольку в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельное приобретение инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядка информирования граждан о размере указанной компенсации" надлежащим ответчиком по иску является ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Истец, представители Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив апелляционное определение в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на неё Федерального фонда обязательного медицинского страхования, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение в связи со следующим.
На основании исследованных доказательств судами установлено, что Добрынина Т.П. является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию.
Инвалидность установлена ей 28 апреля 2020 на срок до 1 мая 2021 года с прохождением очередного освидетельствования 1 апреля 2021, что подтверждается справкой МСЭ-2018 N
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Министерства труда и социального развития Российской Федерации Бюро N13 для Добрыниной Т.П. на основании медико-социальной экспертизы от 29 апреля 2020 года разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Согласно данной программе истец в период с 28 января 2020 года по 1 мая 2021 года признана нуждающейся в медицинской реабилитации и реконструктивной хирургии, исполнителем заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных мероприятий указано Министерство здравоохранения Приморского края.
13 марта 2020 на заседании Комиссии по отбору пациентов для оказания высокотехнологической медицинской помощи Министерства здравоохранения Приморского края принято решение о постановке Добрыниной Т.П. на учет для оказания такой помощи.
21 мая 2020 года врачебной комиссией ФГБУ "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" Минздрава России (г. Барнаул) показания к оперативному лечению в объеме высокотехнологической медицинской помощи Добрыниной Т.П, имеющей диагноз: "данные изъяты", были подтверждены, госпитализация назначена в плановом порядке.
После этого определена дата госпитализации - 10 сентября 2020 года, о чем Добрынина Т.П. извещена 31 июля 2020 года.
15 июня 2020 между Добрыниной Т.П. и АНО "Клиника травматологии, ортопедии и нейрохирургии НИИТО" (г. Новосибирск) был заключен договор на оказание платных медицинских услуг, в соответствии с которым истцу была проведена операция по эндопротезированию "данные изъяты".
Фактическая стоимость медицинских услуг составила 226 440 рублей.
8 июля 2020 года Добрынина Т.П. обратилась в филиал N8 ГУ- Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о компенсации затрат, понесенных на медицинское лечение, которое оставлено без удовлетворения.
Разрешая исковые требования Добрыниной Т.П, суд первой инстанции исходил из того, что истец нуждалась в проведении операции по эндопротезированию, которая ей показана в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеет право на возмещение расходов, понесенных ею на получение указанной медицинской услуги, взыскал такие расходы с Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда по доводам апелляционной жалобы Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" пришел к вводу о незаконности решения суда.
При этом указал, что федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации, что следует из положений Федерального закона от от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья10).
Согласно статье 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
С 1 января 2015 года обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года N1610.
Таким образом, постановлением Правительства Российской Федерации N1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 года, которая предусматриваем перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.
Обеспечение эндопротезами суставов входит в Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, пунктом 50 которого эндопротезорование суставов конечностей в блоке "Травматология и ортопедия" отнесено к видам высокотехнологичной медицинской помощи, входящей в базовую программу ОМС.
Согласно пункту 6 Порядка оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Россйской Федерации от 29 декабря 2014 года N930н указанная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
Распоряжением Правительства Российской ФедерацииФ от 29 декабря 2014 года N2762-р утвержден перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, вступивший в силу с 1 января 2015 года, который предусматривает, в том числе и эндопротез тазобедренного сустава.
Согласно положениям Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (ст.10) Добрынина Т.П. является застрахованным лицом и имела право на бесплатное эндопротезирование тазобедренного сустава.
Отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исходил из того, что необходимость проведения истцу эндопротезирования установлена в 2020 году, 13 марта 2020 года истец поставлена на учет для оказания выокотехнологичной медицинской помощи в плановом порядке, она была проинформирована о праве на получение медицинской услуги по квоте, более того, была приглашена ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России (г. Барнаул) на госпитализацию на 10 сентября 22020, следовательно, имела реальную возможность получить высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России или ином учреждении здравоохранения Минздрава России, в которых эндопротезирование проводится за счет средств обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, воспользовалась своим правом и заключила договор на проведение операции за счет личных средств в АНО "Клиника НИИТО".
При этом доказательств, подтверждающих, что проведение операции была вызвано экстренными обстоятельствами, ухудшением состояния здоровья и необходимостью получения экстренной медицинской помощи, в материалы дела не представлено.
Однако судом не дана оценка доводам истца, что она не получала информации из медицинских учреждений о том, что 13 марта 2020 года была поставлена на учет для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в плановом порядке, что 21 мая 2020 года врачебной комиссией ФГБУ "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" Минздрава России (г. Барнаул) показания к оперативному лечению в необходимом объеме были подтверждены, и назначена госпитализация в плановом порядке, что о дате госпитализации она была извещена 31 июля 2020 года, уже после проведенного оперативного лечения.
Суждений по таким доводам судом в оспариваемом судебном акте не приведено, доказательства надлежащего извещения о принимаемых решениях в рамках программы реабилитации не оценивались.
Кроме того, Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядк информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным
приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N57н не исключается возможность выплаты компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуги на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 г, регистрационный N 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 307н.
Судом подлежала проверке обоснованность отказа территориального подразделения Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в выплате истцу компенсации и соответствия требуемой суммы возможной выплате.
При таких обстоятельствах апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами, имеющими юридическое значение и требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 июня 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Приморский краевой суд, Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.