Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Акматовой О.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-116/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" о признании недействующим в части постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года N956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год", по апелляционным жалобам Региональной энергетической комиссии Кузбасса, публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Кемеровского областного суда от 14 июня 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, пояснения представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Зуевой А.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционные жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" Зуевой Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
30 декабря 2021 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее также - РЭК Кузбасса, регулирующий орган) принято постановление N 954 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год" (далее также - Постановление N 954).
30 декабря 2021 года РЭК Кузбасса принято постановление N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" (далее также - Постановление N 956).
Пунктами 16, 32, 42, 48, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86 приложения к Постановлению N 956 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год, а именно между обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" и ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ООО "Регионэнергосеть", АО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания", ООО "Горэлектросеть", ООО "ЕвразЭнергоТранс", ОАО "КузбассЭлектро", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС", ООО "Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть", ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергосбережению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"), АО "Электросеть", ООО "Энергосервис".
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" (далее - ООО "ЭнергоПаритет", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента издания отдельных положений Постановления N 954 (в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года N 981) и пунктов 16, 32, 42, 48, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год) к Постановлению N 956.
Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2. Регулирующим органом в нарушение положений действующего законодательства в сфере электроэнергетики необоснованно произведена корректировка баланса мощности Общества в сторону увеличения, что повлекло установление экономически необоснованных тарифов для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями. Кроме того, РЭК Кузбасса нарушена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Определением Кемеровского областного суда от 14 июня 2022 года административное исковое заявление Общества о признании недействующими со дня принятия отдельных положений Постановления N 954 (в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года N 981) и Постановления N 956 в части пункта 48 приложения оставлено без рассмотрения.
Решением Кемеровского областного суда от 14 июня 2022 года административные исковые требования ООО "ЭнергоПаритет" удовлетворены, Постановление N 956 в части пунктов 16, 32, 42, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86 приложения признано недействующим со дня принятия, возложена обязанность на РЭК Кузбасса принять заменяющий нормативный правовой акт.
В апелляционной жалобе председатель Региональной энергетической комиссии Кузбасса Малюта Д.В. просит отменить решение суда, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, указывая, что выводы суда по вопросу нарушений при формировании и применении сводного прогнозного баланса не соответствуют нормам действующего законодательства. РЭК Кузбасса четко следовала нормам права при формировании сводного прогнозного баланса, расчет тарифов был произведен строго в соответствии с формулами Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06 августа 2004 года N20-э/2.
В апелляционной жалобе представитель ПАО "Россети Сибирь" Зуева А.А. просит отменить решение суда, указывая на то, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции ПАО "Россети Сибирь" поддержало требования ООО "ЭнергоПаритет" в отношении доводов о незаконном распределении РЭК Кузбасса дополнительно учтенных объемов заявленной мощности потребителей на территориальные сетевые организации региона на 2022 год. Также в пояснениях содержались доводы о несоответствии действующему законодательству единых котловых тарифов по региону и недействительности индивидуальных тарифов ПАО "Россети Сибирь", установленных регулятором на 2022 год, однако оценка этим доводам в решении суда не дана. Судом в оспариваемом решении не дана оценка нарушению прав ПАО "Россети Сибирь", что ограничивает возможность дальнейшей защиты нарушенных прав, приводит к ограничению выбора способа на защиту, доводы ПАО "Россети Сибирь не будут учтены при принятии РЭК Кузбасса заменяющего нормативного правового акта.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением процедуры их принятия, подписания и опубликования, а также требований к форме и виду.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭнергоПаритет" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
28 апреля 2021 года ООО "ЭнергоПаритет" обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год, предоставив обосновывающие материалы.
Регулирующим органом подготовлено экспертное заключение, в соответствии с которым необходимая валовая выручка Общества составила 1065256, 6 тыс. рублей, Постановлением N 956 утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Постановление N956 в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, ввиду того, что органом регулирования допущены нарушения при расчете Обществу, а также заинтересованным лицам, в том числе и ПАО "Россети Сибирь", величины заявленной мощности потребителей сетевой организации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда ввиду нижеследующего.
Из абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования следует, что тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно пункту 49 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный. Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям, ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт.ч без разбивки по напряжениям. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
Из пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, следует, что заявленная мощность это величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Для расчета тарифов (цен) используются в том числе баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН; электрическая мощность по диапазонам напряжения ЭСО; структура полезного отпуска электрической энергии по группам потребителей ЭСО (пункт 57 Методических указаний N 20-э/2).
Обращаясь с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год Обществом был представлен плановый баланс электроэнергии и мощности, структура полезного отпуска, отраженные в формах П 1.4, П1.5, П1.6.
Судом правильно установлено, что при установлении оспариваемых индивидуальных тарифов для расчетов между ООО "ЭнергоПаритет" и смежными сетевыми организациями заявленная мощность электроэнергии была учтена в большем размере, чем это было согласовано сторонами, органом регулирования произведена корректировка баланса мощности электросетевого котла путем распределения дополнительного объема мощности равномерно на все организации, пропорционально полезному отпуску конечным потребителям.
Так, согласно таблице 7, содержащейся в экспертном заключении, и приложения N 3 "Баланс мощности по ООО "ЭнергоПаритет" на 2022 год" к экспертному заключению, Обществу в целях соблюдения приказа ФАС России по сводному прогнозному балансу к полезному отпуску конечным потребителям в 62, 17 МВт добавлена величина заявленной мощности потребителей в размере 8, 324 МВт (округленно 8, 32 МВт), учтенная в категории "прочие потребители", в связи с чем величина заявленной мощности потребителей увеличилась.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд обоснованно пришел к выводу о том, что РЭК Кузбасса, вопреки представленным административным истцом сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, в нарушение положений приведенных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, незаконно, в одностороннем порядке использовала величину заявленной мощности, которая является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, в размере, большем предложенного, что повлекло установление необоснованного индивидуального тарифа.
Судебная коллегия в соответствии с требованиями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также признает обоснованным довод апелляционной жалобы ПАО "Россети Сибирь" о необоснованном увеличении органом регулирования величины заявленной мощности данной сетевой организации в размере 89, 02 МВт.
Доказательств обоснованности добавления Обществу величины заявленной мощности потребителей в размере 8, 32 МВт, а ПАО "Россети Сибирь" - 89, 02 МВт, ее источника, необходимости добавления именно для административного истца и заинтересованного лица административным ответчиком не представлено.
Положения Методических указаний N20-э/2, предусматривающие в пункте 52 порядок расчета индивидуальных тарифов, рассчитываемых на основании присоединенной (заявленной) мощности сетевой организации, не предусматривают учета либо добавления заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетевой организации по данным сводного прогнозного баланса, в связи с чем являются несостоятельными доводы жалобы административного ответчика в указанной части.
Судебная коллегия отмечает, что отсутствие в обжалуемом решении выводов относительно доводов ПАО "Россети Сибирь", хотя и свидетельствует о неправильном применении судом требований части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, тем не менее, основанием к отмене или изменению решения не является, учитывая правильные в итоге выводы о противоречии оспариваемых актов нормативным положениям, имеющим большую юридическую силу, и наличие в связи с этим оснований для признания актов не действующими с даты их принятия.
Иные доводы апелляционной жалобы ПАО "Россети Сибирь" предметом правовой оценки в рамках настоящего дела являться не могут, поскольку, учитывая приведенное административным истцом правовое обоснование заявленных требований, выходят за пределы правового регулирования предмета спора.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, и оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Региональной энергетической комиссии Кузбасса, публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи Е.Н. Ненашева
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.