Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-127/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибЭнергоТранс-42" к Региональной энергетической комиссии Кузбасса о признании нормативного правового акта недействующим с апелляционной жалобой административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 01 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "СибЭнергоТранс-42" (далее - ООО "СибЭнергоТранс-42", Общество), уточнив заявленные требования, обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим с момента издания постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, орган регулирования) от 28 декабря 2021 года N 926 "Об установлении базового уровня подконтрольных расходов, необходимой валовой выручки, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "СибЭнергоТранс-42" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год" (далее - Постановление N 926).
В обоснование заявленных требований указано, что Постановление N 926 принято во исполнение решения Кемеровского областного суда от 20 июля 2021 года по административному делу N 3а-137/2021. Однако при принятии замещающего нормативного правового акта РЭК Кузбасса не учтены выводы, сделанные судом, необходимая валовая выручка Общества и тарифы на услуги по передаче электрической энергии утверждены в прежнем размере.
Решением Кемеровского областного суда от 01 июля 2022 года административные исковые требования ООО "СибЭнергоТранс-42" удовлетворены в полном объеме. Оспариваемый нормативный правовой акт признан не действующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, ссылаясь на незаконность постановленного судебного акта, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование указывает на несостоятельность доводов административного истца, озвученных им в ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу, о том, что базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в размере "данные изъяты", определенный для Общества пунктом 1 Постановления N 926, установлен с нарушением действующего законодательства, в связи с тем, что в соответствии с решением Кемеровского областного суда от 15 января 2021 года по административному делу N 3а-18/2021 базовый уровень подконтрольных расходов для ООО "СибЭнергоТранс-42" на 2020 год подлежит пересмотру, как и установленная на указанный год необходимая валовая выручка.
Исполняя судебные акты по ранее рассмотренным административным делам N 3а-18/2021, 3а-249/2019 органом регулирования были произведены соответствующие перерасчеты расходов на оперативно-диспетчерское обслуживание и оперативно-диспетчерское управление в размере "данные изъяты" на 2020 год. Данные расходы были учтены органом регулирования при принятии соответствующих заменяющих актов, включение данных средств в состав тарифа приведет к двойному учету расходов. При таких обстоятельствах, базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в размере "данные изъяты", определенный пунктом 1 оспариваемого нормативного правового акта, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, а также вступившим в законную силу судебным решениям.
Также апеллянт отмечает, что решением по административному делу N 3а-137/2021 снижение органом регулирования выручки смежных сетевых организаций не предусмотрено. Увеличение необходимой валовой выручки Общества за счет изменения индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов со смежными территориальными сетевыми организациями приведет к необоснованному уменьшению выручки смежных территориальных сетевых организаций. Удовлетворение требований административного истца в части отмены индивидуальных тарифов повлечет нарушение прав и законных интересов смежных сетевых организаций ввиду неполучения последними запланированных к поступлению от ООО "СибЭннергоТранс-42" денежных средств за оказанные ему услуги по передаче электрической энергии, а также позволит административному истцу получать плату от потребителей электроэнергии без дальнейшего перераспределения денежных средств по индивидуальному тарифу смежным сетевым организациям.
Во исполнение решения Кемеровского областного суда по административному делу N 3а-137/2021 экспертное заключение, содержащее экономическое обоснование Региональной энергетической комиссией Кузбасса, не составлялось, поскольку была составлена пояснительная записка, которая содержит экономическое обоснование отказа во включении тех или иных расходов при определении экономически обоснованного размера необходимой валовый выручки. Действия Региональной энергетической комиссии Кузбасса, выразившиеся в составлении пояснительной записки вместо экспертного заключения, не могут быть расценены как вступающие в противоречие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения, в которых он полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 17 февраля 2012 года N 98-э, иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 1.2 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142 "О Региональной энергетической комиссии Кузбасса", установлено, что РЭК Кузбасса является исполнительным органом Кемеровской области-Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, в надлежащей форме с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования.
Согласно абзацу 13 пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Из материалов дела следует, что на территории Кемеровской области-Кузбасса ООО "СибЭннергоТранс-42" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.
Решением Кемеровского областного суда от 20 июля 2021 года по административному делу N 3а-137/2021, признаны недействующими с момента принятия:
- постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 844 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области", в части установления пунктом 15 таблицы 3 приложения N 1 для территориальной сетевой организации ООО "СибЭнергоТранс-42" базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год в размере "данные изъяты", индекса эффективности подконтрольных расходов в размере 10%; установления пунктом 16 приложения N 2 для территориальной сетевой организации ООО "СибЭнергоТранс-42" необходимой валовой выручки (без учета потерь) на 2020 год в размере "данные изъяты".; на 2021 год - "данные изъяты".; на 2022 год - "данные изъяты".; на 2023 год - "данные изъяты".; на 2024 год - "данные изъяты".;
- постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 845 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год" в части установления пунктом 16 таблицы 2 приложения N 1 для территориальной сетевой организации ООО "СибЭнергоТранс-42" необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год в размере "данные изъяты".; установления пунктами 11, 38, 40, 41, 42, 43 приложения N 3 (индивидуальных (одноставочных) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 октября 2021 (N 66а-1221/2021) решение Кемеровского областного суда от 20 июля 2021 года отменено в части признания недействующим пункта 15 таблицы 3 приложения N 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кузбасса N 844 от 31 декабря 2020 года, которым индекс эффективности подконтрольных расходов установлен в размере 10%, с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение Кемеровского областного суда от 20 июля 2021 года по административному делу N 3а-137/2021 оставлено без изменения.
28 декабря 2021 года во исполнение вышеуказанных судебных актов Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление N 926 "Об установлении базового уровня подконтрольных расходов, необходимой валовой выручки, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Сибэнерготранс-42" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год".
Пунктом 1 Постановления N 926 для ООО "СибЭнергоТранс-42" установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в размере "данные изъяты".
Пунктом 2 для ООО "СибЭнергоТранс-42" установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета потерь) на 2020 год в размере "данные изъяты", на 2021 год - "данные изъяты", на 2022 год - "данные изъяты", на 2023 год - "данные изъяты", на 2024 год - "данные изъяты".
Пунктом 3 для ООО "СибЭнергоТранс-42" установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбассе на 2021 год в размере "данные изъяты".
Пунктом 4 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "СибЭнергоТранс-42" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год (период с 01 января 2021 года по 31 мая 2021 года).
Согласно абзацу 1 пункта 7 Основ ценообразования, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не позднее чем до 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования.
Пунктом 23 Правил регулирования установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе (пункт 28 Правил регулирования).
Таким образом, в ходе проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) регулирующий орган обязан дать экономическое обоснование отказа во включении тех или иных расходов при определении экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки, при этом, произвести анализ, оценку расходов сетевой организации, включаемых в необходимую валовую выручку. Результаты произведенного анализа, с его экономическим обоснованием должны быть изложены в заключении экспертизы и приведены в протоколе.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что экспертное заключение, содержащее экономическое обоснование принятого оспариваемого нормативного правового акта и расчет необходимой валовой выручки Общества, не составлялось.
Вопреки утверждению апеллянта, представленная органом регулирования пояснительная записка не соответствует требованиям, предъявляемым Правилами регулирования к экспертному заключению. Содержание пояснительной записки в совокупности с протоколом заседания правления РЭК Кузбасса от 28 декабря 2021 года не свидетельствует о наличии предусмотренного законом экономического и правового обоснования включения (исключения) расходов Общества по пересматриваемым статьям, параметрам регулирования, анализа технико-экономических параметров.
В обжалуемом судебном акте верно отмечено, что пояснительная записка по существу содержит в себе обоснование нецелесообразности иного тарифного регулирования в отношении Общества, нежели которое было осуществлено ранее. Так, в пояснительной записке содержаться ссылки на пересмотр расходов ООО "СибЭнергоТранс-42" во исполнение иных судебных актов, на что также обращено внимание административным ответчиком и в апелляционной жалобе.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, законодательство не предусматривает возможность обоснования органом регулирования при расчете необходимой валовой выручки исключения либо учета расходов и определения иных параметров исходя из соображений целесообразности или произвольного толкования вступившего в законную силу судебного акта, без соответствующего экономического и правового обоснования.
Установив нарушение органом регулирования требований пунктов 22, 23, 28 Правил регулирования, выразившееся в отсутствии анализа экономического обоснования расходов ООО "СибЭнергоТранс-42" по статьям затрат и параметрам, подлежащим пересмотру на основании судебных актов, областной суд пришел к правильному выводу о необоснованности установленного базового уровня подконтрольных расходов и итогового значения необходимой валовой выручки Общества, а также необходимости пересчета размера индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между Обществом и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса, которые определены (рассчитаны), в том числе, на основании необходимой валовой выручки административного истца.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 01 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 октября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.