Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу защитника Курникова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 32 района Бирюлево Восточное г.Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 31 района Бирюлево Восточное г.Москвы от 30 ноября 2021 года и решение судьи Нагатинского районного суда г.Москвы от 9 марта 2022 года, вынесенные в отношении ОАО "Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 32 района Бирюлево Восточное г.Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 31 района Бирюлево Восточное г.Москвы от 30 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Нагатинского районного суда г.Москвы от 9 марта 2022 года, ОАО "Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Защитник Курников А.А. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов и прекращении производства по данному делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), предусматривающей обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу таких обязанностей относится соблюдение требования пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Из материалов дела следует, что 19 октября 2021 года в 13 часов при проведении внеплановой выездной проверки противопожарного стояния объектов защиты открытого акционерного общества "Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат", расположенных но адресу: "адрес" установлено, что юридическое лицо не выполнило до 1 сентября 2021 года требования законного предписания N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательств, а именно:
1. Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (технические помещения венткамер, электрощитовой, складские помещения не отделены противопожарными дверьми), (используемые помещения арендатора "данные изъяты") - нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 5, и. 2, ч. 1 ст. 6, ст. 88, таблица 23, таблица 24 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЭ; СНиП 12-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" п.5.14;
2. Не все помещения обеспечены наличием на дверях производственного и складского назначения обозначение их категорий но взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зон (используемые помещения арендатора "данные изъяты") правительства РФ N 1479 от 16.09.2020) - нарушение п. 12 правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020 г.);
3. На противопожарных дверях отсутствует устройство для самозакрывания (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение п. 14 правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020);
4. При длине коридора более 15 метров без естественного проветривания отсутствует система! 1.1 вытяжной противодымной вентиляции (согласно представленным планам: помещение N 30 ж. 4 54 (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение п. 54 правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ 3& лес 1479 от 16 сентября 2020); п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 85 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЭ; п 7.2 СП 7.13130.2013;
5. Эвакуационный путь (коридор) не отделен от примыкающий помещений (перегороди. 54 возведены не до потолка) (согласно представленным планам: помещение N ж) (используемые; помещения арендатора "данные изъяты") - нарушение п. 5.2.7. СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты;
6. Не обеспечивается исправное состояние системы оповещения и управления эвакуациейлюдей при пожаре (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение Федерального закона от 20.07.2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 1, ст. 4, ст.5, ч. 1, 3 ст. 6, ч. 10 ст. 83; СП 5.13130.2009 "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" приложение А, п.4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите на автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" п.4;
7. На воздуховодах, в местах пересечения противопожарных преград не установлены (и противопожарные клапана (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение Федерального закона от 20.07.2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 1, ст. 4, ст. 5, ч. 1, 3 ст. 6, ч. 3 ст. 88; п. 7.11.1 СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование";
8. Не все помещения обеспечены наличием на дверях производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса 1щ зон. (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение п. 12 правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N1479 от 16 сентября 2020 года);
9. На противопожарных дверях отсутствует устройство для самозакрывания (используемые помещения арендатора "данные изъяты" - нарушение п. 14 правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020 года);
10. Лестничная клетка не оборудована приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах двери, (используемые помещения арендатора "данные изъяты") - нарушение п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;
11. Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (используемые помещения арендатора "данные изъяты") - нарушение п.26 правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020 года);
12. При длине коридоров более 15 метров без естественного проветривания отсутствует систем вытяжной противодымной вентиляции (используемые помещения арендатора "данные изъяты"" - нарушение п. 54 правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020); п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 85 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 123-ФЭ; п. 7.2 CI1 7.13130.2013;
13. Ширина эвакуационного выхода из помещения 34 (согласно представленному плану) на лестничную клетку менее 0, 8 м (фактически 0, 74 м) (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение Федерального закона от 20.07.2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 1, ст. 4, ст. 5, ч. 1, 3 ст. 6, ч. 1 ст. 53; СП 13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" п. 4.2.5; Н 102- "Противопожарные нормы" п. 30, пн. 3;
14. Ширина эвакуационного выхода из помещения 32 (согласно представленному плану) на лестничную клетку менее 0, 8 м (фактически 0, 78 м) (используемые помещения арендатора "данные изъяты" - нарушение Федерального закона от 20, 07.2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 1, ст. 4, ст. 5, ч. 1, 3 ст. 6, ч. 1 ст. 53; СП 3130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" п. 4.2.5; Н 102- "Противопожарные нормы" п. 30, пп. 3;
15. Ширина эвакуационного выхода из помещения 3 (согласно представленному плану) на лестничную клетку менее 0, 8 м (фактически 0, 67 м) (используемые помещения арендатора "данные изъяты" - нарушение Федерального закона от 20.07.2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 1, сг. 4, ст. 5, ч. 1, 3 ст. 6, ч. 1 ст. 53; СП 3130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" п. 4.2.5; Н 102- "Противопожарные нормы" п. 30, пп. 3;16. На воздуховодах, в местах пересечения противопожарных преград не установлены противопожарные клапана (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение п.7.11.1, СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование";
17. Допущено размещение в проемах эвакуационных выходов раздвижных дверей, пользуемые помещения арендатора "данные изъяты" - нарушение СНиП 21-01-97 пожарная безопасность зданий и сооружений" п.6.10*, Федерального закона от 20.07.2008 г. 23-ФЭ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 1, ст. 4, ст. 5, ч. 1, 3, ст.6, ч. 7 ст. 89;
18. Допущено загромождение пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, пользуемые помещения арендатора "данные изъяты" - нарушение п. 16 "с" правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020);
19. Допущено загромождение эвакуационных путей, (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение п. 16 "ж" правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020);
20. Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между ой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (технические помещения, венткамер, электрощитовой, складские помещения не отделены противопожарными дверьми), пользуемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение п. 1 ч, 2 ст. 1, ч. 1 ст. 5, I ч. 1 ст. 6, ст. 88, таблица 23, таблица 24 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-Ф3;
21. На противопожарных дверях отсутствует устройство для самозакрывания (используемые помещения арендатора "данные изъяты") - нарушение п. 14 правил противопожарного режима Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020);
22. Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение п. 26 правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020);
23. При длине коридоров более 15 метров без естественного проветривания отсутствует систем вытяжной противодымной вентиляции (используемые, помещения арендатора "данные изъяты"" - нарушение п. 54 правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020); п.1 ч.2 ст. 1, ч. 1 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 85 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-Ф3; п. 7.2 СП 7.13130.2013;
24. Не обеспечивается исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение Федерального закона от 20.07.2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 1, ст. 4, ст. 5, ч. 1, 3 ст. 6, ч. 10 ст. 83; СП 5.13130.2009 "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" приложение А; п.4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" п. 4;
25. Не обеспечивается исправное состояние систем автоматической пожарной сигнализации (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение п. 54 правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020), Федерального закона от 20.07.2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 1, ст.4, ст. 5, ч. 1, 3 ст. 6, ч. 10 ст. 83; СП 5.13130.2009; "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правит проектирования" приложение А, п.4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений ж оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" п. 4;
26. На воздуховодах, в местах пересечения противопожарных преград не установлены противопожарные клапана (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") нарушение п. 7.11.1, СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование";
27. На путях эвакуации допускается размещение оборудования и других предметов (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение п. 16 "ж" правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020);
28. Допущено загромождение пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение п. 16 "е" правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020);
29. Допущено загромождение эвакуационных путей, (используемые помещения арендатора "данные изъяты"") - нарушение п. 16 "ж" правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО "Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат" к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.2-6), предписанием (л.д.19-24), актом проверки (л.д.12-18), распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки (л.д.45-60) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по выполнению предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, об устранении нарушений требований пожарной безопасности, и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу акта не является.
Вопреки позиции защитника, законность предписания сомнений не вызывает, оно выдано уполномоченным органом, его требования основаны на положениях закона, они являются ясными и конкретными, предоставленный срок для устранения выявленных нарушений является достаточным.
Субъект вмененного административного правонарушения также определен верно. Установив, что общество является собственником помещений по вышеуказанному адресу, учитывая положения статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу, что ОАО "Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат" несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 32 района Бирюлево Восточное г.Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 31 района Бирюлево Восточное г.Москвы от 30 ноября 2021 года и решение судьи Нагатинского районного суда г.Москвы от 9 марта 2022 года, вынесенные в отношении ОАО "Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Курникова А.А. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова
КОПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.