Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу Начёвко С.Г. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 16 сентября 2021 года, решение судьи Заволжского районного суда г.Твери от 19 января 2022 года и решение судьи Тверского областного суда от 9 марта 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Начёвко Сергея Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 9 и 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 16 сентября 2021 года, оставленным без изменения решениями судьи Заволжского районного суда г.Твери от 19 января 2022 года и судьи Тверского областного суда от 9 марта 2022 года, индивидуальный предприниматель Начёвко С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 9 и 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Начёвко С.Г. просит изменить обжалуемые акты, вынесенные в отношении него, в части назначенного наказания, изменить административный штраф на предупреждение или уменьшить сумму штрафа.
Прокурор Жарковского района Тверской области Замиралов Р.С. представил свои возражения, в которых просит оставить жалобу индивидуального предпринимателя Начёвко С.Г. без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя и поступившие возражения, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица, от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
Согласно части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок паспортизации отходов I - V классов опасности утвержден Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1026 (далее - Порядок N 1026).
Пунктами 6, 7 Порядка N 1026, для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - V классов опасности, включенных в ФККО.
Согласно пункту 4 Порядка N 1028, учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
На основании пунктов 6, 9 Порядка N 1028, организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образовавшихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц. Учет образовавшихся обработанных утилизированных, обезвреженных, переданных другим лица или полученных от других лиц, а также размещенных отходи осуществляется по мере образования, обработки, утилизации обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов. Учет ведется в электроном виде или на бумажном носителе.
В соответствии пунктами 11, 15, 16 Порядка N 1028, данные учета обрабатываются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту HBOC, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полному, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документы, подтверждающие, достоверность этих данных, хранятся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в электронном и (или) бумажном виде в течение пяти лет с момента их формирования.
Как следует из материалов дела, 30 июня 2021 года с 12 часов 52 минуты по 13 часов 28 минут были проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на территории в районе "адрес", имеющей кадастровый N, отнесенной к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: для нужд промышленности, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации, находящийся в аренде у Начёвко С.Г, и установлено, что на территории земельного участка на почве расположено два навала отходов: в 8 м в южном направлении от ангара размером загрязненного участка в длину 12, 8 метров в ширину 9, 5 метров: лом и отходы, содержащие загрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные "данные изъяты"), лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), ("данные изъяты" камеры пневматических шин автомобильных отработанные ("данные изъяты"), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные "данные изъяты"; в 22 метрах в южном направлении от ангара размером в длину 7, 6 метров в ширину 11, 6 метров: лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные ("данные изъяты"), отходы (остатки) сварочной проволоки из легированной стали ("данные изъяты"), а также отсутствуют паспорта на вышеуказанные отходы I - IV классов опасности.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении индивидуальным предпринимателем Начёвко С.Г. административного правонарушения, предусмотренного частями 9 и 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание индивидуальному предпринимателю назначено в соответствии с санкцией частей 9 и 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также согласно положениям части 2 статьи 4.4 Кодекса.
Указание в жалобе на необходимость назначения административного штрафа в соответствии со статьей 4.1.2 Кодекса основано на неверном понимании данной нормы Кодекса, поскольку по делу обоснованно назначено административное наказание согласно санкции, установленной для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, поскольку выявленные нарушения допущены в сфере охраны окружающей среды и влекут угрозу причинения вреда.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 16 сентября 2021 года, решение судьи Заволжского районного суда г.Твери от 19 января 2022 года и решение судьи Тверского областного суда от 9 марта 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Начёвко Сергея Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 9 и 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Начёвко С.Г. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова
КОПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.