Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 05 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 июля 2022 года по административному делу по административному иску Мехедова Сергея Семеновича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании уведомления незаконным, возложении обязанности (дело N 2а-973/2022), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Мехедов С.С. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Смоленской области (далее - Управление) о признании незаконным решения Управления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, выраженного в уведомлении от 10 февраля 2022 г, возложении на Управление обязанности осуществить постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности административного истца в отношении помещений общей площадью 486, 1 кв.м, в том числе: помещения NN 3, 5, 6, 7, 8 общей площадью 217, 1 кв.м.; помещение N 41 общей площадью 48, 9 кв.м. на первом этаже здания; помещение N 3 общей площадью 220, 1 кв.м. на цокольном этаже, расположенных в здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
В обоснование требований указал, что решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 6 октября 2021 г, вступившим в законную силу 9 ноября 2021 г, прекращено право общей долевой собственности граждан, в том числе Мехедова С.С, на нежилое помещение по вышеуказанному адресу, в собственность Мехедова С.С. выделены указанные выше помещения. В целях исполнения судебного акта административный истец 26 января 2022 г. обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права. Уведомлением от 10 февраля 2022 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация права были приостановлены в связи с не предоставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета. Также в данном уведомлении указано, что в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. Административный истец, считая действия незаконными обратился в суд с данными требованиями.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 5 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 июля 2022 года, административный иск Мехедова С.С. удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 08 августа 2022 г, заявитель просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неверную оценку доказательств.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 6 октября 2021 г. по гражданскому делу N 2-1194/2021, вступившим в законную силу 9 ноября 2021 г, прекращено право общей долевой собственности ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО14-Н.М, ФИО9, Лелётина И.В. на нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"-а, произведен выдел нежилого помещения в натуре:
- в собственность ФИО1 выделены помещения общей площадью 486, 1 кв.м, в том числе: помещения N N, 5, 6, 7, 8 общей площадью 217, 1 кв.м.; помещение N общей площадью 48, 9 кв.м. на первом этаже здания; помещение N общей площадью 220, 1 кв.м. на цокольном этаже здания;
- в собственность ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО14-Н.М, ФИО9, ФИО15. с установлением долевого участия: Лелётину И.В. - 22/208, ФИО10 - 10/208, ФИО14-Н.М. - 53/208, ФИО11 - 49/208, ФИО6 - 4/39, ФИО5 - 4/39, ФИО7 - 4/39 долей в праве общей долевой собственности выделены помещения площадью 833, 1 кв.м, в том числе:
1) на первом этаже помещения: N площадью 14, 6 кв.м.; N площадью 8, 1кв.м.; N I1 площадью 88, 7 кв.м.; N площадью 98, 6 кв.м.; N площадью 13, 9 кв.м.; N площадью 10, 9 кв.м.; N площадью 4, 5 кв.м.; N площадью 83, 1 кв.м.; N площадью 59, 5 кв.м.; N площадью 14, 4 кв.м.; N площадью 13, 2 кв.м, а всего 409, 5 кв.м.;
2) в подвале помещения: N площадью 9, 4 кв.м.; N площадью 13, 4 кв.м.; N площадью 59, 6 кв.м.; N площадью 128, 7 кв.м.; N З1 площадью 198 кв.м.; N площадью 3, 7 кв.м.; N площадью 10, 8 кв.м, а всего 423, 6 кв.м. (л.д. 101-104).
26 января 2022 г. (с учетом представления дополнительных документов 27 января 2022 г.) представитель Мехедова С.С. - Пакелькина Л.В. обратилась в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на вышеуказанный объект с приложением, в том числе, копии вышеуказанного решения суда, технического плана на все здание (л.д. 96-199).
Уведомлениями от 10 февраля 2022 г. NN КУВД-001/2022-2745077/1 и КУВД- 001/2022-2745077/2 осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приостановлено до 11 мая 2022 г. в связи с необходимостью представления технического плана в отношении каждого образуемого объекта недвижимости, отсутствием заявлений от остальных собственников здания, наложением запрета на долю Алябьевой В.Г. в праве общей долевой собственности на здание (л.д. 200-202, 203-205).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным, поскольку при обращении в регистрирующий орган Мехедовым С.С. был представлен технический план в отношении всего здания, при этом судом не установлено, что данный технический план не отражает информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество; в настоящее время погашена запись о запрете на совершение регистрационных действий в отношении доли в праве общей собственности на здание с кадастровым номером N, принадлежащей Алябьевой В.Г.; требования органа регистрации о необходимости обращения одновременно всех собственников вновь образованных объектов недвижимого имущества являются незаконными.
При установленных судами фактических обстоятельствах дела судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в частности, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статье 21 названного федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации). В частности, согласно пункту 4 части 8 статьи 41 названного федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Таким образом, являются незаконными требования органа регистрации прав о необходимости обращения всех собственников вновь образованных объектов недвижимого имущества.
Вопреки доводам кассационной жалобы положения части 1 статьи 41 Закона о государственной регистрации не содержат указания на необходимость обращения всех собственников вновь образованных объектов недвижимого имущества при представлении в качестве основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав судебного акта.
Установив, что административным истцом для регистрации были предоставлены все необходимые документы, суды пришли к обоснованному выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления государственной регистрации права административного истца на объект недвижимости и последующего отказа в регистрации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с изложенными выводами их не опровергает, о нарушении норм материального и процессуального права со стороны судебных инстанций не свидетельствует, по существу повторяет позицию заявителя при рассмотрении дела, получившую надлежащую судебную оценку при рассмотрении дела, направлено на переоценку доказательств, субъективное толкование норм права, что в силу статьи 328 КАС РФ, не может служить в качестве основания для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судов по результатам его оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалобы не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 05 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.