Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н, судей Поломошновой Г.А. и Тарасовой Я.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по страховым взносам и транспортному налогу, по апелляционной жалобе административного истца на решение Находкинского городского суда Приморского края от 13 мая 2022 года, которым административное исковое заявление МИФНС России N16 по Приморскому краю удовлетворено, с Джгаркава П.А. в пользу МИФНС России N16 по Приморскому краю взысканы недоимка и пени по страховым взносам и транспортному налогу в сумме 40 530, 90 рублей, из них: недоимка по страховым взносам на ОПС за 2020 год в размере 31 052, 39 рубля, пени - 153, 97 рубля; недоимка по страховым взносам ОМС за 2020 год в размере 8 063, 59 рубля, пени - 39, 98 рублей; недоимка по транспортному налогу за 2019 год - 1 210 рублей, пени - 10, 97 рублей и государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 1 415, 93 рублей.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н, судебная коллегия
установила:
МИФНС России N16 по Приморскому краю обратилась с административным исковым заявлением к Джагаркава П.А, указав, что административный ответчик состоял на налоговом учете в Межрайонном ИФНС России N 16 по Приморскому краю с 10.12.2014 по 15.12.2020 в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии со ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов. Также административный ответчик является собственником транспортного средства, в связи с чем в силу ст.357 НК РФ, Закона Приморского края "О транспортом налоге" от 28.11.2022 N24-КЗ обязан уплачивать транспортный налог. Поскольку налогоплательщиком не исполнены обязанности по уплате обязательных платежей, представитель налоговой инспекции просил взыскать с Джгаркава Паата Анзорьевича недоимку и пени на общую сумму 40530, 90 руб, в том числе недоимку по страховым взносам на ОПС за 2020 год в размере 31052, 39 руб, пени на недоимку 153, 97 руб, недоимку по страховым взносам на ОМС за 2020 год в размере 80063, 59 руб, пени на недоимку 39, 98 руб, недоимку по транспортному налогу за 2019 год на сумму 1210 руб, пени на недоимку -10, 97 руб.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России N16 по Приморскому краю заявленные требования поддержал.
Административный ответчик Джгаркава П.А. и его представитель по устному заявлению Беляев В.В. с заявленными требованиями не согласились.
Представитель административного ответчика Беляев В.В. пояснил, что истец не наделён правомочиями на подачу административному иска к ответчику и к кому-либо, поскольку, являясь территориальным подразделением Федеральной службы РФ, не образовано в силу закона. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" не наделяет правомочиями ФНС РФ и её территориальные органы в силу того, что Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" принят с процедурными нарушениями статей 105 и 107 Конституции РФ. Единственное законное основание образования собственной налоговой службы могло регулироваться Законом СССР от 21.05.1990 N 1492-1 "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций" и Положением о государственной налоговой службе, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 26.07.1990 N 736 "Об утверждении положения о государственной налоговой службе". В силу отсутствия надлежащих правовых актов действия таких структур на территории Приморского края незаконны по нормам права РФ. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.430 и п.п.2 п.1 ст. 430 НК РФ, п.п.2 п.1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
В силу п.п.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд (п.2 ст.14).
Индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Из материалов дела следует, что административный ответчик с 10.12.2014 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, с 15.12.2020 он утратил статус индивидуального предпринимателя, и за период осуществления предпринимательской деятельности он обязан уплачивать вышеуказанные платежи.
Владея транспортным средством "Ниссан Блюберд Силфи", Джгаркава П.А. являлся плательщиком транспортного налога.
Удовлетворяя требования налоговой инспекции о взыскании с Джгаркава П.А. недоимки по обязательным платежам, суд исходил из положений налогового законодательства, регулирующих сроки, порядок, процедуру исчисления и уплаты страховых взносов на ОМС, ОПС и транспортного налога, при этом принимал во внимание положения пункта 5 статьи 430 НК РФ, определяющей порядок расчета страховых взносов пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором индивидуальный предприниматель снят с учета в налоговом органе, и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с административного ответчика налоговых недоимок и пени.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административному ответчику направлено требование N11734 по состоянию на 04.02.2021 об уплате недоимки по страховым взносам на ОПС за 2020 год в размере 31052, 39 руб, пени на недоимку 153, 97 руб, недоимки по страховым взносам на ОМС за 2020 год в размере 8063, 59 руб. и пени на недоимку 39, 98 руб, недоимки по транспортному налогу за 2019 год на сумму 1210 руб. и пени на недоимку 10, 97 руб. в срок до 19.03.2021. Поскольку в добровольном порядке требования налогоплательщиком не исполнены, налоговый орган с соблюдением шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 НК РФ, обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пеней, который вынесен мировым судьей судебного участка N 49 судебного района г.Находки 21 июня 2021 года.
Определением мирового судьи судебного участка N 49 судебного района г.Находки от 23 декабря 2021 года названный судебный приказ о взыскании налоговой недоимки отменен.
Согласно абз.2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С учетом даты отмены судебного приказа 23 декабря 2021 года, шестимесячный срок обращения в районный суд исчисляется с 24 декабря 2021 и оканчивается 24 июня 2022 года. В Находкинский городской суд административное исковое заявление налоговой инспекции поступило 28 марта 2022 года, то есть с соблюдением процессуального срока, установленного налоговым законодательством.
Установив, что налоговым органом соблюдена процедура взыскания недоимки по страховым взносам и транспортному налогу, правильно произведен расчет налоговой базы и на основании ст.75 НК РФ начислены пени за просрочку платежей, суд правомерно на основании ст.290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворил заявленные налоговой инспекцией требования.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм ГПК РФ не имеют правового значения и не влекут отмену решения, поскольку указанные нормы не применяются при рассмотрении административного дела. Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций осуществляется по правилам главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с применением норм Налогового кодекса РФ.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплены полномочия налоговой инспекции на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам.
В судебном заседании судом проверены полномочия административного истца и обоснованно отклонены доводы административного ответчика о том, что административный иск подан ненадлежащим административным истцом.
Принимая во внимание изложенное, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 13 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Джгаркава П.А. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.