Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего "ФИО"13
"ФИО"13
"ФИО"13
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Пархоменко В.В.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действий и решений незаконными, по апелляционной жалобе представителя Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Токарева К.В. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06.07.2022г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действий и решений незаконными.
В обоснование требований указали, что они являются учредителями ООО "Алеко-Лада-Сервис", в отношении которого принято решение о прекращении деятельности юридического лица. В связи с ликвидацией общества 10.03.2022г. учредителями принято решение передать в их общую долевую собственность, в соответствии с долями в уставном капитале общества, объекты недвижимости, а именно, земельный участок, общей площадью 1638 кв.м, кадастровый номер "ФИО"15, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Тюляева, уч. 1/3; нежилое здание СТОА, площадью 918, 5 кв.м, кадастровый номер "ФИО"14 по адресу: г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д.1; нежилое здание - гараж, общей площадью 102, 3 кв.м, кадастровый номер "ФИО"17, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д.1; нежилое здание сторожка, общей площадью 6, 7 кв.м, кадастровый номер "ФИО"16 по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д. 1.
17.03.2022г. административные истцы обратились в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлениями об осуществлении государственной регистрации перехода права, однако, административным ответчиком принято решение о приостановлении государственной регистрации.
Административные истцы полагают решение органа государственной регистрации незаконным и необоснованным, что послужило основанием для обращения в суд.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 06.07.2022г. в удовлетворении административного искового заявления Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действий и решений незаконными - отказано.
С указанным решением суда не согласился представитель Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Токарев К.В. и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции, при рассмотрении дела, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права. При этом Токарев К.В. указывает доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Машкина Т.И. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Кроме того, информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Машкину Т.И, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. являются учредителями ООО "Алеко-Лада-Сервис". Бурлай А.А. владел долей 41/150 уставного капитала, номинальной стоимостью 50 000 руб, Бурлай Е.А. владел 41/150 уставного капитала, номинальной стоимостью 50 000 руб, Бурлай Г.И. владела долей 68/150 уставного капитала, номинальной стоимостью 50 000 руб.
11.12.2021г. ООО "Алеко-Лада-Сервис" исключено из Единого реестра юридических лиц как недействующее юридическое лицо.
В связи с ликвидацией Общества, административные истцы 10.03.2022г. на собрании учредителей приняли решение передать в общую долевую собственность учредителям в соответствии с принадлежащими им долями уставного капитала следующие объекты недвижимости:
земельный участок, общей площадью 1638 кв.м, кадастровый номер "ФИО"18 расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, "ФИО"19
нежилое здание СТОА, площадью 918, 5 кв.м, кадастровый номер "ФИО"20, по адресу: г. Краснодар, "ФИО"21
нежилое здание - гараж, общей площадью 102, 3 кв.м, кадастровый номер "ФИО"22 расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, "ФИО"23
нежилое здание сторожка, общей площадью 6, 7 кв.м, кадастровый номер "ФИО"24 по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, "ФИО"25
Согласно сведениям ФГИС ЕГРН правообладателем объекта недвижимости с кадастровым "ФИО"26, общей площади 918.5 кв.м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д.1 является ООО "Алеко-Лада-Сервис" на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2006г, определения Арбитражного суда Краснодарского края "ФИО"27
В соответствии со сведениями ФГИС ЕГРН правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером "ФИО"28, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д.1 является ООО "Алеко-Лада-Сервис" на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2006г, определения Арбитражного суда Краснодарского края "ФИО"29
Так же правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером "ФИО"30, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д.1 является Общество с ограниченной ответственностью "Алеко-Лада-Сервис" на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2006г, определения Арбитражного суда Краснодарского края "ФИО"31
17.03.2022г. административные истцы, с целью осуществления государственной регистрации прав на вышеуказанные объекты недвижимости, обратились в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, предоставив в качестве документов-оснований: заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от "ФИО"32
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственному кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав носит заявительный характер, при этом вместе с заявлением о кадастровом учете заявителем или его представителем предоставляются необходимые для кадастрового учета документы, перечисленные в статье 14 указанного Закона.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пп. 4 п. 168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017г. N 278, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки).
Правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 215).
В соответствии с пунктом 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются:
1) наличие всех необходимых документов;
2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя;
3) необходимость направления межведомственного запроса;
4) действительность поданных заявителем документов;
5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;
6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти;
7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;
8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;
9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов Управлением Росреестра по Краснодарскому краю было сформировано и направлено в адрес заявителей уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.Основанием для приостановления послужил п. 5 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, а именно, не представление документов, необходимых для государственной регистрации права собственности, в частности:
правоустанавливающий документ, отвечающий требованиям норм действующего законодательства;
решение ООО "Алеко-Лада-Сервис" о назначении ликвидационной комиссии;
ликвидационный баланс, утвержденный учредителями ООО "Алеко-Лада-Сервис".
В силу не устранения причин, послуживших поводом для приостановления регистрации, Управлением было сформировано и направлено в адрес заявителей уведомления об отказе государственной регистрации прав от 28.06.2022г.
Отказ в государственной регистрации вызван в силу следующих обстоятельств.
Положениями ч. 1 ст. 14 указанного Закона о регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. ст. 61, 419 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, а обязательство прекращается ликвидацией юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (пункты 3, 4 статьи 62 ГК РФ). Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункты 8, 9 статьи 63 ГК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
В соответствии с положениями статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Ликвидационная комиссия с учетом положений статьи 63 ГК РФ принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, действующим законодательством (статьи 61-64 ГК РФ) во взаимосвязи с положениями главы 7 Федерального закона N 129-ФЗ установлен порядок ликвидации юридического лица, который учитывает интересы его кредиторов и позволяет им реализовать свои права в отношении ликвидируемого юридического лица.
Сама по себе подача в налоговый орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, не является безусловным основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 г. N 7075/11).
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, юридическое лицо ООО Фирма "Алеко-Лада-Сервис" прекратило свою деятельность и было исключено из ЕГРЮЛ 12.11.2021г.
Судом первой инстанции установлено, что в качестве правоустанавливающего документа представлено решение N 1 учредителей ООО "Алеко-Лада-Сервис" от 10.03.2022г. о передаче имущества общества его учредителям, что не соответствует требованиям норм действующего законодательства а так же сведениям ЕГРЮЛ.
Кроме того, в соответствии с п. 17 Устава ООО "Алеко-Лада-Сервис" общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (и. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).
Однако вышеуказанные документы в орган регистрации прав представлены не были.
Кроме того, в соответствии с п. 17 Устава ООО "Алеко-Лада-Сервис" общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (и. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем, вышеуказанные документы в орган регистрации прав также не были представлены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о незаконности решения о приостановлении государственной регистрации от 28.03.2022г.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе удовлетворении требований Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действий и решений незаконными, поскольку Управление Росреестра по Краснодарскому краю действовало в строгом соответствии с нормами действующего законодательства
Исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу указанные доводы сводятся лишь к несогласию с выводами суда первой инстанции и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06.07.2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Токарева К.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий "ФИО"33
"ФИО"33
"ФИО"33
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело N 33а - 31486/2022 (N 2а-6448/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
06 октября 2022 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего "ФИО"34
"ФИО"34
"ФИО"34
"ФИО"34
"ФИО"34
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действий и решений незаконными, по апелляционной жалобе представителя Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Токарева К.В. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06.07.2022г.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06.07.2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Токарева К.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий "ФИО"35
"ФИО"35
"ФИО"35
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело "N... "а - 31486/2022 ("N... "а-6448/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 октября 2022 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего "ФИО"13
"ФИО"13
"ФИО"13
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Пархоменко В.В.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действий и решений незаконными, по апелляционной жалобе представителя Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Токарева К.В. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06.07.2022г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действий и решений незаконными.
В обоснование требований указали, что они являются учредителями ООО "Алеко-Лада-Сервис", в отношении которого принято решение о прекращении деятельности юридического лица. В связи с ликвидацией общества 10.03.2022г. учредителями принято решение передать в их общую долевую собственность, в соответствии с долями в уставном капитале общества, объекты недвижимости, а именно, земельный участок, общей площадью 1638 кв.м, кадастровый номер "ФИО"15, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Тюляева, уч. 1/3; нежилое здание СТОА, площадью 918, 5 кв.м, кадастровый номер "ФИО"14 по адресу: г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д.1; нежилое здание - гараж, общей площадью 102, 3 кв.м, кадастровый номер "ФИО"17, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д.1; нежилое здание сторожка, общей площадью 6, 7 кв.м, кадастровый номер "ФИО"16 по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д. 1.
17.03.2022г. административные истцы обратились в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлениями об осуществлении государственной регистрации перехода права, однако, административным ответчиком принято решение о приостановлении государственной регистрации.
Административные истцы полагают решение органа государственной регистрации незаконным и необоснованным, что послужило основанием для обращения в суд.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 06.07.2022г. в удовлетворении административного искового заявления Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действий и решений незаконными - отказано.
С указанным решением суда не согласился представитель Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Токарев К.В. и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции, при рассмотрении дела, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права. При этом Токарев К.В. указывает доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Машкина Т.И. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Кроме того, информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Машкину Т.И, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. являются учредителями ООО "Алеко-Лада-Сервис". Бурлай А.А. владел долей 41/150 уставного капитала, номинальной стоимостью 50 000 руб, Бурлай Е.А. владел 41/150 уставного капитала, номинальной стоимостью 50 000 руб, Бурлай Г.И. владела долей 68/150 уставного капитала, номинальной стоимостью 50 000 руб.
11.12.2021г. ООО "Алеко-Лада-Сервис" исключено из Единого реестра юридических лиц как недействующее юридическое лицо.
В связи с ликвидацией Общества, административные истцы 10.03.2022г. на собрании учредителей приняли решение передать в общую долевую собственность учредителям в соответствии с принадлежащими им долями уставного капитала следующие объекты недвижимости:
земельный участок, общей площадью 1638 кв.м, кадастровый номер "ФИО"18 расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, "ФИО"19
нежилое здание СТОА, площадью 918, 5 кв.м, кадастровый номер "ФИО"20, по адресу: г. Краснодар, "ФИО"21
нежилое здание - гараж, общей площадью 102, 3 кв.м, кадастровый номер "ФИО"22 расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, "ФИО"23
нежилое здание сторожка, общей площадью 6, 7 кв.м, кадастровый номер "ФИО"24 по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, "ФИО"25
Согласно сведениям ФГИС ЕГРН правообладателем объекта недвижимости с кадастровым "ФИО"26, общей площади 918.5 кв.м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д.1 является ООО "Алеко-Лада-Сервис" на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2006г, определения Арбитражного суда Краснодарского края "ФИО"27
В соответствии со сведениями ФГИС ЕГРН правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером "ФИО"28, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д.1 является ООО "Алеко-Лада-Сервис" на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2006г, определения Арбитражного суда Краснодарского края "ФИО"29
Так же правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером "ФИО"30, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Тюляева, д.1 является Общество с ограниченной ответственностью "Алеко-Лада-Сервис" на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2006г, определения Арбитражного суда Краснодарского края "ФИО"31
17.03.2022г. административные истцы, с целью осуществления государственной регистрации прав на вышеуказанные объекты недвижимости, обратились в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, предоставив в качестве документов-оснований: заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от "ФИО"32
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственному кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав носит заявительный характер, при этом вместе с заявлением о кадастровом учете заявителем или его представителем предоставляются необходимые для кадастрового учета документы, перечисленные в статье 14 указанного Закона.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пп. 4 п. 168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017г. N 278, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки).
Правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 215).
В соответствии с пунктом 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются:
1) наличие всех необходимых документов;
2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя;
3) необходимость направления межведомственного запроса;
4) действительность поданных заявителем документов;
5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;
6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти;
7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;
8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;
9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов Управлением Росреестра по Краснодарскому краю было сформировано и направлено в адрес заявителей уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.Основанием для приостановления послужил п. 5 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, а именно, не представление документов, необходимых для государственной регистрации права собственности, в частности:
правоустанавливающий документ, отвечающий требованиям норм действующего законодательства;
решение ООО "Алеко-Лада-Сервис" о назначении ликвидационной комиссии;
ликвидационный баланс, утвержденный учредителями ООО "Алеко-Лада-Сервис".
В силу не устранения причин, послуживших поводом для приостановления регистрации, Управлением было сформировано и направлено в адрес заявителей уведомления об отказе государственной регистрации прав от 28.06.2022г.
Отказ в государственной регистрации вызван в силу следующих обстоятельств.
Положениями ч. 1 ст. 14 указанного Закона о регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. ст. 61, 419 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, а обязательство прекращается ликвидацией юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (пункты 3, 4 статьи 62 ГК РФ). Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункты 8, 9 статьи 63 ГК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
В соответствии с положениями статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Ликвидационная комиссия с учетом положений статьи 63 ГК РФ принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, действующим законодательством (статьи 61-64 ГК РФ) во взаимосвязи с положениями главы 7 Федерального закона N 129-ФЗ установлен порядок ликвидации юридического лица, который учитывает интересы его кредиторов и позволяет им реализовать свои права в отношении ликвидируемого юридического лица.
Сама по себе подача в налоговый орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, не является безусловным основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 г. N 7075/11).
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, юридическое лицо ООО Фирма "Алеко-Лада-Сервис" прекратило свою деятельность и было исключено из ЕГРЮЛ 12.11.2021г.
Судом первой инстанции установлено, что в качестве правоустанавливающего документа представлено решение N 1 учредителей ООО "Алеко-Лада-Сервис" от 10.03.2022г. о передаче имущества общества его учредителям, что не соответствует требованиям норм действующего законодательства а так же сведениям ЕГРЮЛ.
Кроме того, в соответствии с п. 17 Устава ООО "Алеко-Лада-Сервис" общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (и. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).
Однако вышеуказанные документы в орган регистрации прав представлены не были.
Кроме того, в соответствии с п. 17 Устава ООО "Алеко-Лада-Сервис" общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (и. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем, вышеуказанные документы в орган регистрации прав также не были представлены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о незаконности решения о приостановлении государственной регистрации от 28.03.2022г.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе удовлетворении требований Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действий и решений незаконными, поскольку Управление Росреестра по Краснодарскому краю действовало в строгом соответствии с нормами действующего законодательства
Исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу указанные доводы сводятся лишь к несогласию с выводами суда первой инстанции и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06.07.2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Токарева К.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий "ФИО"33
"ФИО"33
"ФИО"33
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело N 33а - 31486/2022 (N 2а-6448/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
06 октября 2022 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего "ФИО"34
"ФИО"34
"ФИО"34
"ФИО"34
"ФИО"34
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действий и решений незаконными, по апелляционной жалобе представителя Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Токарева К.В. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06.07.2022г.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06.07.2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бурлай Е.А, Бурлай А.А, Бурлай Г.И. по доверенности Токарева К.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий "ФИО"35
"ФИО"35
"ФИО"35
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.