Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Иваненко Ю.С., судей Гимадутдиновой Л.Р., Катковой Г.В., при помощнике судьи Морозовой Д.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гимадутдиновой Л.Р ... дело по апелляционной жалобе ответчика ИП Королевой В.В. на решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 09 декабря 2021 года, которым постановлено:
"Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве к ИП Королевой Вере Валерьевне о запрете деятельности - удовлетворить.
Запретить ИП Королевой Вере Валерьевне осуществлять деятельность кальянной, расположенной по адресу: ***, до снятия ограничений, установленных с введением режима повышенной готовности",
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит запретить ИП Королевой Вере Валерьевне осуществлять деятельность кальянной, расположенной по адресу: ***, до снятия ограничений, установленных с введением режима повышенной готовности, мотивируя свои требования тем, что Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12 -УМ "О введении режима повышенной готовности" на территории города Москвы в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введен режим повышенной готовности. В соответствии с пп. 3.1 п.З Указа Мэра Москвы от 27 мая 2020 года N61 -УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" введен запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах. Указом Мэра Москвы от 08 июня 2020 года N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (в действующей редакции) установленный запрет сохранен до улучшения эпидемиологической ситуации. 18 июня 2021 года в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Северном административном округе города Москвы из Управы района Западное Дегунино города Москвы материал об административном правонарушении (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов), с приложением рапорта сотрудника УУП ОМВД РФ по району Западное Дегунино города Москвы. Исходя из поступивших материалов усматривается, что 16 июня 2021 года УУП Отделом МВД России по району Западное Дегунино города Москвы совместно с Управой района Западное Дегунино города Москвы осуществлена проверка по факту совершения противоправных действий. В ходе проверки установлено, что по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, д.83А, функционирует кальянная, деятельность которой осуществляет ИП Королева Вера Валерьевна.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит ответчик ИП Королева В.В. по доводам апелляционной жалобы.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в частности, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Поскольку судом дело рассмотрено в отсутствие ответчика ИП Королевой В.В, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии с п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия на основании определения от 06 сентября 2022 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В связи с указанным, судебная коллегия полагает, что решение суда, как постановленное с нарушением норм процессуального права, подлежит отмене.
Представитель истца Зенкевич О.А. в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Смирнов П.Л. в судебное заседание апелляционной инстанции явился, исковые требования не признал, указав, что в настоящее время ограничения, установленных с введением режима повышенной готовности, связанные с осуществлением деятельности кальянных отменены, в связи с чем, отсутствуют основания для установления запрета.
Третьи лица ОМВД России по району Западное Дегунино г. Москвы, Управа района Западное Дегунино г. Москвы, Префектура САО г. Москвы в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь положениями ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и изучив материалы дела, оценив полученные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Согласно преамбуле Федерального закона Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ к чрезвычайной ситуации также отнесено распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Под предупреждением чрезвычайных ситуаций в силу части 2 данной статьи понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При введении режима повышенной готовности на территории субъекта Российской Федерации статьей 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ определено, что руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Целями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, как это определено в статье 3, являются, в том числе, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализацией конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу абзаца 14 статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В силу положений абзаца 4 статьи 6 и пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на территории субъекта Российской Федерации на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предписано с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предписано с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации (подпункт "б" пункт 1). Этим же Указом Президента определены организации (работодатели и их работники) на которые не распространяются меры, принимаемые в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа, к числу которых кальянные не отнесены.
По итогам заседания созданного при Правительстве Российской Федерации оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, состоявшегося 23 марта 2020 года, заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлено поручение о введении, в числе прочих, запрета на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и аналогичных объектах.
Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12 -УМ "О введении режима повышенной готовности" на территории города Москвы в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введен режим повышенной готовности.
В соответствии с пп. 3.1 п. 3 Указа Мэра Москвы от 27 мая 2020 года N61 -УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" введен запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах.
Указом Мэра Москвы от 08 июня 2020 года N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (в действующей редакции) установленный запрет сохранен до улучшения эпидемиологической ситуации.
Как следует из материалов дела, 16 июня 2021 года управой района Западное Дегунино города Москвы в составе заместителя главы управы по вопросам экономики, торговли и услуг Гоян И.Г. в присутствии бармена Штова Р.В, произведен осмотр принадлежащих ИП Королевой В.В. помещений и находящихся там вещей и документов, по адресу: ***, кальянная.
По факту осмотра выявлены нарушения, а именно на момент осмотра в помещении по адресу: ***, посетителям предоставлялись услуги курения кальяна, о чем составлен протокол осмотра помещения.
18.06.2021 по факту выявленных осмотром нарушений Заместителем Главы Управы в отношении ИП Королевой В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КРФобАП.
Абзацами 2 и 4 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в случае нарушения в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарных правил, приостановить или прекратить свою деятельность или работу соответствующих подразделений, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг установлена п. 2 ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 Указа Мэра Москвы от 14.03.2022 N14-УМ "О признании утратившими силу отдельных положений Указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N68-УМ" признан утратившим силу дефис четвертый указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (в редакции указов Мэра Москвы от 21.01.2021 N 3-УМ, от 27.01.2021 N5-УМ, от 30.07.2021 N45-УМ), предусматривающий сохранение действия запрета курения кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах.
Таким образом, учитывая, что ранее установленные запреты отменены, оснований для удовлетворения заявленных требований судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст, ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве к ИП Королева В.В. о запрете деятельности - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.