Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В. и судей Пильгановой В.М., Жолудовой Т.В., при секретаре Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Давлетшина З.Ф. на решение Лефортовского районного суда адрес от 05 июля 2022 года, которым постановлено:
исковые требования Давлетшина З.Ф. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по адрес и адрес о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по адрес и адрес включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Давлетшину З.Ф. периоды: с 18.01.1989 по 01.07.1994, с 14.08.1995 по 20.09.1999, с 16.09.2010 по 31.08.2011, с 01.09.2017 по 27.11.2017.
В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Давлетшин З.Ф. обратился в Лефортовский районный суд адрес с исковым заявлением к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по адрес и адрес (далее ГУ - ГУ ПФР N 3 по адрес и адрес) о признании решения о порядке исчисления специального страхового стажа незаконным, обязании, включить в страховой стаж следующие периоды: службы в составе Вооруженных сил СССР с 11.11.1986 по 02.12.1988; учебы в ВУЗе с 18.01.1989 по 01.07.1994; работы - с 14.08.1995 по 20.09.1999 в должности руководителя ОБЖ Верхнеяркеевской средней школе адрес; с 01.09.2010 по 31.08.2011 в должности учителя труда ГОУ СОШ N 56 им. фио Легасова; с 01.09.2017 по 27.11.2017 в должности учителя технологии ГОУ СОШ N 56 им. фио Легасова и назначить досрочную страховую пенсию (л.д. 3-11).
Требования мотивированы тем, что ответчиком ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В суде первой инстанции истец и его представитель исковые требования поддержали; представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Давлетшин З.Ф.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и только в обжалуемой части, выслушав истца фио, возражения представителя ответчика фио, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец 27.02.2020 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от 06.08.2020 N 8/78 в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, истцу включены периоды его работы общей продолжительностью 12 лет 03 месяца 05 дней. В указанный стаж истцу не включены периоды: с 14.08.1995 по 20.09.1999 - в должности руководителя ОБЖ Верхнеяркеевской средней школе, поскольку должность не соответствует списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002, с 01.09.2010 по 31.08.2011 - в должности учителя труда ГОУ СОШ N 56 им. фио Легасова, так как не выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы (ставка 0, 70), с 01.09.2017 по 27.11.2017 - в должности учителя технологии в ГОУ СОШ N 56 им. фио Легасова, так как не выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы (ставка 0, 80) (л.д. 12-13).
Удовлетворяя исковые требования истца в части включения в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии периоды с 18.01.1989 по 01.07.1994, с 14.08.1995 по 20.09.1999, с 16.09.2010 по 31.08.2011, с 01.09.2017 по 27.11.2017, суд первой инстанции исходил из того, что согласно справке N 20-с от 28.06.2021 истец работал в должности учителя ГБОУ адрес "Школа N 56 им. фио Легасова" с 16.09.2010 по 31.08.2018, в период с 16.09.2010 по 31.08.2011 (2010/2011 учебный год) выполнял дополнительную работу в должности педагога-организатора ОБЖ (0, 5 ставки), в период с 01.09.2017 по 31.08.2018 (2017/2018 учебный год) выполнял дополнительную работу в должности педагога организатора ОБЖ (0, 5 ставки) (л.д. 54), то есть истец в данный спорный период был занят педагогической деятельностью полный рабочий день на одну ставку; из трудовой книжки истца и из представленного диплома ЭВ N 278444, выданного 01.07.1994 следует, что истец в период с 18.01.1989 по 01.07.1994 обучался в Башкирском государственном педагогическом институте, периоду обучения предшествовала педагогическая деятельность и за периодом обучения следовала также педагогическая деятельность.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований, сторонами не обжалуется.
Отказывая истцу в удовлетворении иска в части включения периода прохождения им военной службы в Вооруженных силах СССР с 11.11.1986 по 02.12.1988, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, а такой стаж у истца на указанную дату отсутствовал.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается в силу следующего.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров адрес по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года N 1397).
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Поскольку с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров адрес от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Н, как установлено судом, имело место с 1 октября 1993 года, то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР (с 15 июня 1988 г. по 28 июня 1990 г.), так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, вопреки мнению судебных инстанций, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Поскольку Давлетшин З.Ф. имеет стаж педагогической деятельности с 1995 года, до указанной даты в педагогических учреждениях не работал, период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 11.11.1986 по 06.12.1988 в период его льготной педагогической деятельности к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не может быть принят.
Поскольку педагогический стаж истца с учетом периодов работы, подлежащих включению и бесспорно включенным пенсионным органом на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии составлял менее 25 лет, то суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правомерно отказал истцу в удовлетворении Требования об обязании ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию с даты обращения.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что 2/3 необходимого педагогического стажа для включения в него периода службы в составе Вооруженных Сил СССР необходимо иметь на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии, и по состоянию на 27 февраля 2020 года у него имелся, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 года.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о невозможности включения периода службы истца в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности в учреждениях для детей основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Лефортовского районного суда адрес от 05 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Давлетшина З.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.