Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пашкевич А.М.
и судей Бабенко О.И, Колосовой С.И.
при помощнике судьи Дебискаевой Д.М, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М.
гражданское дело N2-5525/2021 по апелляционной жалобе ответчика Михайловой Наталии Федоровны на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 06 октября 2021 года в редакции определения от 11 июля 2022 года об исправлении описки, которым постановлено:
Взыскать с Михайловой Наталии Федоровны в пользу Министерства имущественных отношений Московской области задолженность за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере сумма
Взыскать с Михайловой Наталии Федоровны в доход бюджета г. Москвы сумма,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с иском к Михайловой Н.Ф. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 09 октября 2019 года N 15вх-44299 об изменении на основании утвержденных правил землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151401:467, площадью 2300 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, с/о Петровский, вблизи д. Глаголево, уч. 16, с вида разрешенного использования "для малоэтажного жилищного строительства и рекреационных целей" на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", находящегося в собственности Михайловой Н.Ф.
Министерство имущественных отношений Московской области направило в адрес ответчика претензию с требованием внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере сумма, однако до настоящего времени плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка ответчиком не внесена.
Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Михайлова Н.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Суд постановилизложенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Михайлова Н.Ф. по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Михайловой Н.Ф. по доверенности Павлова М.Б. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области в заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Михайловой Н.Ф. по доверенности Павловой М.Б, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, бюджет Московской области по нормативу сто процентов.
Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
Условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области, платы за изменение видов разрешенного использования таких земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31 декабря 2013 года N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона Московской области N23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма.
В соответствии с ч. 16 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 09 октября 2019 года N 15вх-44299 об изменении на основании утвержденных правил землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151401:467, площадью 2300 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, с/о Петровский, вблизи д. Глаголево, уч. 16, с вида разрешенного использования "для малоэтажного жилищного строительства и рекреационных целей" на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", находящегося в собственности Михайловой Н.Ф.
Минмособлимущество на основании постановления Правительства Московской области N 1190/57 осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования и направило собственнику земельного участка Михайловой Н.Ф. уведомление от 28 октября 2019 года N 15исх-29709 на сумму сумма
В связи с непоступлением в бюджет Московской области платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка Минмособлимущество направило в ответчика претензию от 10 марта 2020 года N 15исх-6784 на сумму сумма
Разрешая исковые требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения указанных выше правовых норм и пришел к обоснованным выводам о взыскании с Михайловой Н.Ф. в пользу Министерства имущественных отношений Московской области платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере сумма в связи с непоступлением в бюджет Московской области платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Судебные расходы по делу распределены в соответствии со ст. ст. 94, 98, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств при правильном установлении и всестороннем исследовании юридически значимых для разрешения заявленных требований обстоятельств.
Проверив дело с учетом требований ч.1 ст.327 1 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
В апелляционной жалобе ответчик оспаривает решение и ссылается на то, что указанное судебное постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Между тем судебная коллегия не находит оснований, установленных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не были представлены документы в обоснование кадастровой стоимости спорного земельного участка, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, поскольку опровергается материалами дела. Согласно выписке из ЕГРН от 22 января 2021 года NКУВИ-002/2021-2911599 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет сумма (л.д. 21).
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не был представлен расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, основанием для отмены решения суда не является. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка утвержден постановлением Правительства Московской области от 31 декабря 2013 года N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
Согласно пункту 3 "Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица" размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле: где: Р - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная, с 1 января 2014 года, исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно; КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 5.2 постановления Правительства Московской области N 1190/57 от 31.12.2013 года значения ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) устанавливаются в процентах в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку, для случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков после дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно пункту 6.1 постановления Правительства Московской области N1190/57 в случае, если при изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Порядку значение КС1 превышает значение КС2, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается в размере 10 процентов от значения КС2 и 20 процентов от значения КС2 для случаев каждого последующего изменения вида разрешенного использования земельного участка, начиная с даты вступления в силу настоящего постановления.
Кадастровые стоимости земельного участка определяются на основании сведений, предоставляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по запросу Министерства имущественных отношений Московской области.
Согласно приложению N 2 к Порядку определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица при изменении вида разрешенного использования земельного участка, за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается плата в размере 10 процентов от значения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно приведенным выше нормам размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка.
Как следует из материалов дела, истцом представлен расчет (л.д. 9) в отношении спорного земельного участка, согласно которому на дату обращения с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении спорного земельного участка была утверждена и применялась кадастровая стоимость в размере сумма, что подтверждается выпиской из ЕГРН, в связи с чем размер платы за изменение вилда разрешенного использования земельного участка составляет 10% от сумма или сумма
Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на оценке представленных сторонами доказательствах по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям, в решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было, следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 06 октября 2021 года в редакции определения от 11 июля 2022 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Михайловой Наталии Федоровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.