Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Иваненко Ю.С, судей Анашкина А.А, Катковой Г.В, при секретаре судебного заседания Касперовиче А.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А. дело по апелляционным жалобам представителя ДГИ г. Москвы, Правительства Москвы по доверенности Шатихина Н.В, Лукашовой Н.Ф. на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 23 июня 2022 года, которым постановлено:
исковые требования Департамента городского имущества г. Москвы к фио об изъятии для государственных нужд г. Москвы нежилого помещения удовлетворить.
Изъять для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером.., общей площадью 44, 9 кв.м. и расположенного по адресу: адрес, с установлением суммы возмещения за изымаемое недвижимое имущество в размере сумма.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для погашения ограничений (обременений) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества, а также основанием для государственной регистрации прекращения права собственности фио на нежилое помещение с кадастровым номером.., общей площадью 44, 9 кв. м, расположенного по адресу: адрес, а также перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером.., общей площадью 44, 9 кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Установить условия возмещения:
- Возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества города Москвы после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления денежных средств на счет правообладателя;
- Правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства Департамент городского имущества города Москвы по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента;
- В случае отказа Правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся Департаментом городского имущества города Москвы на депозит нотариуса;
- Правообладатель обязан освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения Правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации на принудительное освобождение Нежилого помещения. Департамент городского имущества города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу АНО ЦСИ "РиК" расходы на проведение судебной экспертизы сумма
Взыскать с фио в пользу АНО ЦСИ "РиК" расходы на проведение судебной экспертизы сумма
УСТАНОВИЛА:
ДГИ г. Москвы обратился в суд с требованиями ответчикам об изъятии для государственных нужд г. Москвы нежилого помещения, мотивируя иск тем, что ответчик является собственником недвижимого имущества: Нежилого помещения, площадью 44, 9 кв.м, расположенного по адресу: адрес. Поскольку Департаментом городского имущества города Москвы было издано распоряжение "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества..". В соответствии с отчетом об оценке определена величина убытков, причиненных Правообладателю недвижимого имущества. Сумма денежной компенсации за указанные нежилое помещение составляет сумма Представитель истца просила изъять у ответчика для государственных нужд города Москвы нежилые помещения с кадастровым номером.., площадью 44, 9 кв.м, расположенные по адресу: адрес, установив сумму возмещения в соответствии с отчетом об досудебной оценке и установить условия возмещения.
Представитель истца Мясников И.И. в судебное заседание не явился, исковые требования поддержал.
Ответчик Лукашова Н.Ф. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица Правительства Москвы в заседание не явился, извещен.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят представитель ДГИ г. Москвы, Правительства Москвы по доверенности Шатихин Н.В, Лукашова Н.Ф, по доводам апелляционных жалоб, в частности потому, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу.
Представитель ДГИ г. Москвы по доверенности Агафонова С.С. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы своей жалобы поддержала, доводы жалобы ответчика не признала.
Представитель ответчика Лукашова Н.Ф. по ордеру Кузьмичев В.И. в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы своей жалобы поддержал, доводы жалобы истца не признал.
Представитель третьего лица Правительства Москвы в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ дело коллегией рассмотрено в пределах доводов жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Агафонову С.С, представителя ответчика Лукашова Н.Ф. по ордеру Кузьмичева В.И, изучив доводы жалоб, находит решение подлежащим оставлению без изменений, а жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 15.04.2014 N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утвердило государственную программу, направленную на обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
В соответствии с указанным нормативным актом, Правительством Москвы подготовлена и реализуется Программа реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (далее ? Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1), Законом города Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" (далее- Закон города Москвы от 17.05.2017 N 14), иными, принятыми в целях реализации указанных закона Российской Федерации и закона города Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".
Статьей 7.4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 установлено, что нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14, собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
При этом статьей 2 указанного закона определено, что правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Из пункта 6 статьи 279 ГК РФ следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии со ст.ст. 281, 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
В соответствии с п. 4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.
Во исполнение порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах для государственных нужд города Москвы в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (далее- Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 941-ПП "Об утверждении порядков взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение освобождения территорий города Москвы, и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", Департамент уполномочен на совершение следующих действий при изъятии нежилых помещений расположенных в многоквартирных домах включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве:
- направление запроса в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в целях выявления лиц, нежилые помещения которых подлежат изъятию в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве;
- подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве ;
- обеспечивает опубликование в порядке, аналогичном порядку, установленному для опубликования сообщений о планируемом изъятии земельных участков, сообщения о планируемом изъятии нежилых помещений;
- направляет решение об изъятии нежилых помещений правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества;
- опубликовывает решение об изъятии нежилых помещений;
- направляет копию решения об изъятии нежилых помещений в Росреестр;
- обеспечивает направление в Департамент экономической политики и развития города Москвы копии решения об изъятии нежилых помещений в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых нежилых помещений, а также определения убытков, причиненных изъятием нежилых помещений;
- обеспечивает подготовку проекта соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве и направление проекта соглашения об изъятии собственнику нежилых помещений для подписания;
- в случае если по истечении 90 календарных дней со дня получения проекта соглашения об изъятии собственником изымаемого нежилого помещения не представлено подписанное соглашение об изъятии, Департамент обращается в суд с требованием о принудительном изъятии нежилого помещения.
Как следует из материалов дела, ответчик является собственником нежилого помещения с кадастровым номером.., общей площадью 44, 9 кв. м, расположенного по адресу: адрес, (далее - нежилое помещение), о чем в ЕГРН внесены записи о регистрации права собственности.
Департаментом городского имущества города Москвы 29.10.2020 издано Распоряжение N 36433 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилое помещение, принадлежащие правообладателям.
В соответствии с отчетом об оценке от 11.08.2021 N П1909-21, выполненным оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг" по заявке Департамента, определена величина убытков причиненных обладателю прав на изымаемое недвижимое имущество.
Так, сумма денежной компенсации за изымаемое нежилое помещение по расчётам, предоставленным ДГИ г. Москвы, составляет сумма.
08.04.2022 судом назначена, а 24.04.2022 экспертом АНО ЦСИ "РиК" Клюкиной М.Э. проведена судебная оценочная экспертиза, согласно выводам которой рыночная стоимость спорного нежилого помещения на момент проведения экспертизы округленно составляет сумма
Разрешая исковые требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения указанных выше правовых норм и пришел к обоснованным выводам об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером.., общей площадью 44, 9 кв.м. и расположенного по адресу: адрес, с установлением суммы возмещения за изымаемое недвижимое имущество в размере сумма, поскольку в соответствии Распоряжением N 36433 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества" подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы, имущество принадлежащее ответчику, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
Кроме того, суд законно на основании ст.ст. 88, 94, 98 ГПК РФ взыскал с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу АНО ЦСИ "РиК" расходы на проведение судебной экспертизы сумма и с фио в пользу АНО ЦСИ "РиК" расходы на проведение судебной экспертизы сумма
Судебная коллегия соглашается с доводами суда, поскольку данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, в том числе заключения АНО ЦСИ "РиК", которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ДГИ г.Москвы относительно несогласия с заключением эксперта, не опровергают правильность выводов суда, содержащихся в обжалуемом решении. Принимая в качестве доказательства заключение эксперта, суд учел, что эксперт, проводивший данную экспертизу, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта являются обоснованными, научно-аргументированными, эксперт имеет соответствующее образование и значительный опыт работы, тогда как достоверность заключения истцом не опровергнута. Кроме того, следует также отметить, что доводы, по которым заявитель не согласен с заключением эксперта, носят субъективный характер и не содержат доказательств, опровергающих данное заключение, или обстоятельств, которые бы могли повлиять на иную оценку данного заключения.
Доводы жалобы Лукашовой Н.Ф. о том, что судом не решен вопрос об изъятии земельного участка, а разрешилвопрос только исключительно о компенсации за имущество, коллегия находит несостоятельными, поскольку как следует из резолютивной части решения судом изъято для государственных нужд помещение принадлежащее ответчику, а также определена компенсацию за его изъятие.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу, не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что все обстоятельства по делу судом были проверены, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коптевского районного суда г. Москвы от 23 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ДГИ г. Москвы, Правительства Москвы по доверенности Шатихина Н.В, Лукашовой Н.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.