Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Михайловой Р.Б., Коневой С.И., при секретаре Зейналян Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению... к Управлению кадров Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации, начальнику Управления кадров Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-489/2021)
по апелляционной жалобе административного истца... Ю.С. на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 09 ноября 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения административного истца... Ю.С, возражения представителя заинтересованного лица Военного комиссариата г. Москвы по доверенности Тарасова Р.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Егоров Ю.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению кадров Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации и его начальнику, Министерству обороны Российской Федерации, в котором просил признать незаконными действия (бездействие), связанные с возвращением материалов по его заявлению о присвоении первого воинского звания офицера в запасе без реализации, обязать устранить допущенное нарушение установленного порядка проведения аттестации для присвоения звания и его прав, включить его в список для присвоения воинского звания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что зачислен в запас в звании "прапорщик запаса", имеет ВУС "Командир стрелкового взвода", обратился через ОВК Измайловского района ВАО г. Москвы с заявлением о присвоении ему первого офицерского звания; при возвращении материалов без реализации административным ответчиком не учтено, что Егоров Ю.С. прошел аттестацию в установленном законом порядке и по ее результатам рекомендован к присвоению звания "лейтенант", прошел медицинскую комиссию, в письме-ответе, а также аттестационном листе содержатся недостоверные сведения о его личности и неверные факты его биографии.
Решением Измайловским районного суда г. Москвы от 09 ноября 2021 года в удовлетворении требований... Ю.С. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда как незаконного.
Исследовав материалы дела, выслушав в объяснения административного истца... Ю.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заинтересованного лица Военного комиссариата г. Москвы по доверенности Тарасова Р.Е, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
При рассмотрении административного дела применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что 19 августа 2019 года прапорщик запаса Егоров Ю.С. обратился с заявлением в ОВК Измайловского района ВАО г. Москвы о присвоении ему в аттестационном порядке воинского звания "Лейтенант", которое передано на рассмотрение в Военный комиссариат г. Москвы.
03 октября 2019 года Военный комиссариат г. Москвы в письме N2/5988 сообщил административному истцу о том, что не испытывается дефицита специалистов его профиля (юрист), присвоение очередного воинского звания не является целесообразным.
В связи с представлением 231 Военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 36782, от 26 ноября 2019 года - 13 января 2020 года административный истец вновь обратился с заявлением о присвоении воинского звания, которое с необходимым пакетом документов направлено по инстанциям.
Управление кадров Западного военного округа Минобороны России, рассмотрев аттестационный материал на... Ю.С, сообщило административному истцу о том, что он не может быть утвержден к включению в соответствующий проект приказа Министра обороны Российской Федерации; дополнительные ресурсы офицеров запаса не требуются.
Наряду с этим установлено, что аттестация... Ю.С. была проведена военным комиссариатом по месту учета несвоевременно, в аттестационном листе и отзыве на заявителя имеются противоречия, указаны недостоверные сведения, в свзяи с чем Военному комиссару г. Москвы органами военной прокуратуры внесено представление N Прдр-7-154-21 от 03.03.2021г. об устранении нарушений закона, по результатам которого должностным лицам военного комиссариата даны указания о подготовке документов административного истца для повторного рассмотрения на аттестационной комиссии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что гражданам, пребывающим в запасе, в силу закона могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, то есть на административных ответчиков не могут быть возложены те обязанности, о которых заявляет Егоров Ю.С, потребность в мобилизационных ресурсах по военной учетной специальности, на которую аттестован Егоров Ю.С, отсутствует.
Названные суждения судебная коллегия полагает правильными, а принятое судом решение - законным и обоснованным; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом по правилам статьи 84 КАС РФ; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не установлено.
Так, в соответствии со статьей 57 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее "Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе") гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга. Воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. N 1237 (далее - Положение) гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
Порядок проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.01.2018 г. N 35 (далее -Порядок).
Положениями Порядка предусмотрено, что аттестация проводится:
1) граждан, пребывающих в запасе, которые могут быть приписаны (предназначены) на воинские должности в воинские части (специальные формирования) для призыва на военную службу по мобилизации, для которых штатами военного времени предусмотрены воинские звания, равные или более высокие, чем воинские звания, присваиваемые гражданам, пребывающим в запасе, а очередные воинские звания, кроме того, - по истечении сроков пребывания граждан, пребывающих в запасе, в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы по заявлениям о присвоении воинских званий в аттестационном порядке (далее - граждане, не приписанные к воинским частям);
2) граждан, пребывающих в запасе и приписанных (предназначенных) на воинские должности в воинские части (специальные формирования) для призыва на военную службу по мобилизации, для которых штатами военного времени предусмотрены воинские звания, равные или более высокие, чем воинские звания, присваиваемые гражданам, пребывающим в запасе, а очередные воинские звания, кроме того, - по истечении сроков пребывания граждан, пребывающих в запасе, в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы по спискам, утвержденным соответствующим военным комиссаром в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка (далее - граждане, приписанные к воинским частям).
При установлении соответствия заявителя требованиям для присвоения воинского звания соответствующим военным комиссаром составляется отзыв на заявителя с оформлением и подписанием аттестационного листа, который направляется в военный комиссариат субъекта Российской Федерации.
В военном комиссариате субъекта Российской Федерации для проведения аттестации приказом военного комиссара создается аттестационная комиссия.
При заключении аттестационной комиссии о соответствии профессиональной подготовки и опыта работы, служебных (должностных) обязанностей, деловых и личных качеств, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, работоспособности гражданина, пребывающего в запасе, воинской должности воинской части (специального формирования), на которую он приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен), военным комиссаром субъекта Российской Федерации материалы на присвоение воинского звания в течение 5 рабочих дней направляются в порядке подчиненности в управление кадров военного округа (Северного флота) для утверждения.
В соответствии с пунктом 6 приказа Министра обороны Российской Федерации от 07.04.2015 г. N 180дсп "Об утверждении руководства по работе кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Руководство) организация работы с военными кадрами в интересах поддержания боевой и мобилизационной готовности воинских частей входит в полномочия кадровых органов. Кадровая политика в сфере комплектования численного и качественного состава войск определяется исходя из задач обеспечения государственной безопасности и обороноспособности страны.
Пунктом 4 Руководства определено, что одной из основных задач кадровых органов является задача по обеспечению своевременного и качественного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военными кадрами, в том числе по мобилизационному плану.
Кроме того, к компетенции кадровых органов относится прогнозирование и планирование потребностей в военных кадрах. Так, кадровые органы определяют потребность в военных кадрах, разработку планов подготовки и накопления офицерских кадров.
Как разъяснено в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Применительно к изложенному нарушений и незаконным действий административных ответчиков не установлено, вмешательство суда в деятельность Минобороны России и его подведомственных органов и учреждений, ограничение права на самостоятельную реализацию возложенных на них функций и полномочий противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации и принципу разделения властей.
При таких данных, судебная коллегия находит решение суда, которым в удовлетворении административного иска... Ю.С. отказано, правильным по существу, законным и обоснованным, соответствующим статье 227 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для дела.
Ссылки... Ю.С. на нарушение установленного Порядка, недостоверные сведения о его личности, приведенные в собранном и подготовленном на него органом воинского учета атесстационном материале, и имеющиеся в связи с этим у административного истца сомнения в обоснованности возвращения его документов без реализации проверялись судом, по убеждению судебной коллегии, правомерно отклонены как несостоятельные. Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено; она признается судебной коллегией надлежащей.
Вопреки аргументам... Ю.С, административные ответчики в пределах предоставленных полномочий самостоятельно определяют и разрешают вопросы востребованности специалистов запаса, возможности присвоения им воинских званий с учетом действующих нужд в области боевой и мобилизационной готовности; проверка целесообразности таких действий в отношении... Ю.С. к компетенции суда не отнесена; нарушений законодательства и Руководства административными ответчиками не допущено; сами по себе приведенные в заключении атестационной комиссии сведения об административном истце не свидетельствуют о ненадлежащем изучении поступивших в кадровый орган Вооруженных Сил Российской Федерации материалов на заявителя; нецелесообразность реализации его обращения о присвоении воинского звания, которого как считает Егоров Ю.С, он достоин, обусловлена тем, что дополнительные ресурсы офицеров запаса не требуются.
Ссылки... Ю.С. на Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, исключительные полномочия Министра обороны Россйиской Федерации в вопросах присвоения (отказа в присвоении) офицерских званий (в том числе первых) в аттестационном порядке, утверждения об обязательности передачи последнему управлением кадров списка граждан, пребывающих в запасе, для присвоения званий, со внимание быть приняты не могут, основаны на неправильном понимании Егоровым Ю.С. действующего законодательства и полномочий управления кадров.
Доводы... Ю.С. о том, что в связи с представлением военной прокуратуры ОВК Измайловского района ВАО г. Москвы не проведена его повторная аттестация, о незаконности решения суда также не свиедельствует; поскольку к предмету административного иска это не относится; какое-либо бездействие органа воинского учета по настоящему делу Егоров Ю.С. не оспаривает.
Таким образом, несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и ошибочное толкование закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
По материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда также не установлено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда г. Москвы от 09 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца... Ю.С. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.