Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Бабашкиной З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-65/2021 по административному исковому заявлению Размашкина Дмитрия Николаевича к Межрайонной инспекции ФНС России N 51 по адрес о признании незаконным бездействия, обязании пересчитать налог на имущество, по апелляционной жалобе представителя административного истца Размашкина Д.Н. по доверенности фио, на решение Щербинского районного суда адрес
от 30 марта 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, объяснения представителя административного истца Размашкина Д.Н. по доверенности фио, возражения представителя административного ответчика Межрайонной инспекции ФНС России N 51 по адрес по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец обратился в суд с указанным административном иском, в котором просил признать бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 51 по адрес по перерасчету налога на имущество в отношение нежилого здания с кадастровым номером 77:13.0030103:11 за 2017 года в отношении Размашкина Д. Н. незаконными, обязать пересчитать налог на имущество, подлежащий уплате Размашкиным Д. Н. за 2017 год, по кадастровой стоимости установленной решением комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) N51- 742/2019 от 15.01.2019 г. в отношение нежилого здания с кадастровым номером 77:13:0030103:11.
Требования мотивированы тем, что 11.12.2017 года за Размашкиным Д.Н. было зарегистрировано право собственности на нежилое здание - магазин "Стройматериалы" с кадастровым номером 77:13:0030103:11, общей площадью 3077, 2 кв.м. по адресу: адрес, адрес, о чем была сделана запись в Едином государственном реестре недвижимости N77:13:0030103:11-77/017/2017-6, а так же зарегистрировано право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 50:61:0030103:4 находящийся под выше указанным зданием, о чем была сделана запись в Едином государственном реестре недвижимости N 50:61:0030103:4-77/017/2017-6. В адрес истца поступило налоговое уведомление N72013632 от 30.08.2018 года, согласно которому сумма налога на нежилое помещение с кадастровым номером 77:13:0030103:11 за налоговый период 1 календарный месяц составляет сумма из расчета кадастровой стоимости сумма В соответствии с налоговым уведомлением N72013632 от 30.08.2018 года следует, что сумма налога на земельный участок с кадастровым номером 50:61:0030103:4 за налоговый период 1 календарный месяц составляет сумма из расчета кадастровой стоимости сумма 15.01.2019 года Комиссией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) было вынесено решение N 51-742/2019 по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании, приказа от 26 октября 2012 NП/481 Росреестра в адрес при территориальном органе в адрес, согласно которому была установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:13:0030103:11 в размере сумма по состоянию на 01.01.2016 года. 15.01.2019 года Комиссией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) было вынесено решение
N 51-743/2019 по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 N11/481 в адрес при территориальном органе в адрес, согласно которому была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:61:0030103:4 в размере сумма по состоянию на 01.01.2016 года. В период с 2019 года по март 2020 года истец обращался с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с требованием внести изменения в кадастровую стоимость в отношение нежилого здания с кадастровым номером 77:13:0030103:11 и земельного участка с кадастровым номером 50:61:0030103:4, данные требования были мотивированы тем, что установленная комиссией кадастровая стоимость существенно влияет на оплату суммы налога на имущество истца и земельного налога. 08.04.2020 года истец обратился в адрес ответчика с заявлением о перерасчете суммы начисленного налога за 2017 год, приложив к настоящему заявлению решение комиссии N51-742/2019, 51-743/2019 от 15.01.2019 года об установление новой кадастровой стоимости, на которое ответа не поступило.
Решением Щербинского районного суда адрес от 30 марта 2021 года постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Размашкина Дмитрия Николаевича к Межрайонной инспекции ФНС России N 51 по адрес о признании незаконным бездействий, обязании пересчитать налог на имущество - отказать.
В апелляционной жалобе административный истец, действуя через представителя, просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Размашкина Д.Н. по доверенности фио, возражения представителя административного ответчика Межрайонной инспекции ФНС России N 51 по адрес по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Размашкиным Д.Н. требований.
При этом, суд исходил из того, что Размашкин Д. Н. с 11.12.2017 года является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:13:0030103:11, расположенного по адресу: адрес, адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в адрес по состоянию на 1 января 2016" утверждена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:13:0030103:11 в размере сумма.
20.12.2018 года Размашкин Д. Н. обратился в Комиссию с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости и установлении рыночной стоимости.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 15.01.2019 года N 51-742/2019 удовлетворено заявление Размашкина Д. Н. об установлении в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:13:0030103:11 его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере сумма.
Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных в адрес, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 Кодекса, определен Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 700-ПП).
В соответствии с пунктом 8 статьи 408 НК РФ сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 статьи 408 Кодекса по определенной данной статьей Кодекса формуле.
Предусмотренная пунктом 8 статьи 408 Кодекса Формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
Таким образом, при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении объектов, включенных в перечень, утвержденный Постановлением N 700-ПП, понижающие коэффициенты не применяются.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона адрес ставка налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, установлена в 2017 году в размере 1.4% от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Вместе с тем, на момент проведения Инспекцией Размашкину Д.Н. расчета налога на имущество физических лиц за 2017 год в налоговом органе имелись поступившие в порядке статьи 85 НК РФ из органов Росреестра сведения о виде спорного объекта недвижимости Заявителя - жилой дом.
В связи с чем, налог на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимого имущества административного истца за 2017 год по налоговому уведомлению от 30.08.2018 N 72013632 в сумме сумма исчислен с учетом ошибочного вида недвижимости - "жилой дом", а именно: с применением ставки налога 0, 3%, установленной для жилых помещений, и понижающего коэффициента 0, 6.
При этом налог на имущество физических лиц подлежал исчислению исходя из соответствующей категории объекта недвижимости (нежилое здание) по ставке 1, 4% без применения понижающего коэффициента.
Вместе с тем, согласно положениям пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 Кодекса.
Однако перерасчет в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 НК РФ, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
В информационном ресурсе налоговых органов содержатся сведения об уплате заявителем налога п/п от 02.05.2019 года в сумме сумма, п/п от 12.11.2019 года в сумме сумма, следовательно, по состоянию на 25.12.2019 года у налогоплательщика отсутствуют неисполненные обязательства по налогу на имущество физических лиц за 2017 год. В связи с чем перерасчет исчисленного налога на имущество физических лиц за 2017 год за здание по налоговому уведомлению от 30.08.2018 N 72013632 не производился, следовательно, за 2017 год применена ставка 0, 3% от кадастровой стоимости.
Таким образом, исходя из фактической категории спорного объекта недвижимости - нежилого здания и порядка применения к нему ставки налога на имущество физических лиц, подлежала уплате сумма налога на имущество физических лиц за 2017 год (с учетом периода владения) в большем размере, нежели было фактически исчислено налоговым органом ввиду невозможности проведения перерасчета в сторону увеличения суммы налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению от 30.08.2018 N72013632.
Таким образом, нарушение прав и законных интересов административного истца, а также основания, предусмотренные частью 1 статьи 218 КАС РФ, для признания незаконными действий налоговых органов адрес не имеется.
Также судом установлено, что Размашкин Д. Н. с 11.12.2017 года по настоящее время является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:13:0030103:4, расположенного по адресу: адрес, адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель адрес по состоянию на 01 января 2016 г." утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:13:0030103:4 в размере сумма.
Стоимость спорного объекта земельного участка, утвержденная вышеуказанным Постановлением, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года.
В связи с этим, Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 30.08.2018 N72013632, согласно которому ему начислено по оспариваемому объекту налогообложения: земельный налог за 2017 год - сумма.
В дальнейшем, 30.12.2019 года Инспекцией применена налоговая льгота (пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством) в отношении оспариваемого земельного участка с кадастровым номером 77:13:0030103:4 и сумма к уплате в бюджет РФ составила сумма.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 15.01.2019 N51-743/2019 установлена новая кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:61:0030103:4 в размере сумма, в связи с чем Инспекцией произведена корректировка кадастровой стоимости на 2017 год.
19.06.2020 года исходя из скорректированной кадастровой стоимости, Инспекцией произведен перерасчет земельного налога за 2017 год: сумма - сумма = сумма. Вышеуказанный перерасчет подтверждается копией информационного ресурса налогового органа.
По результатам проведенного перерасчета сумма земельного налога за 2017 составила сумма. В информационном ресурсе налоговых органов содержатся сведения об уплате заявителем налога п/п от 15.05.2019 года в сумме сумма.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что требования административного истца об обязании налогового органа применить налоговую льготу и произвести перерасчет земельного налога за 2017 год с кадастровым номером 77:13:0030103:4, расположенного по адресу: адрес, адрес, с учетом принятого решения комиссии от 15.01.2019 N51-743/2019, удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Размашкиным Д.Н. требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Вместе с тем, согласно положениям части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано 20.12.2018 года, то сведения о кадастровой стоимости, установленные упомянутыми решениями комиссии, применяются с 1 января 2018 года.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда адрес от 30 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.