Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре М.А. Шаутаевой, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца С.И. Прокопчука на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска С.И. Прокопчука об оспаривании бездействия прокуратуры Московской области при рассмотрении обращений гражданина,
УСТАНОВИЛА:
С.И. Прокопчук обратился в суд с административным иском о признании незаконным действия (бездействия) прокуратуры Московской области при рассмотрении обращения гражданина от 25 ноября 2021 года по вопросу принятия мер прокурорского реагирования к должностному лицу ОМВД России по г/о Шаховская Московской области.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит представитель административного ответчика по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель прокуратуры Московской области по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в административного истца, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 27 апреля 2021 года С.И. Прокопчук направил в прокуратуру Московской области жалобу на ответ и.о. прокурора адрес от 13 октября 2021 года, в котором указано об отсутствии нарушения закона и прав заявителя.
29 апреля 2021 года жалоба была перенаправлена для рассмотрения и предоставления ответа в прокуратуру адрес.
Действуя в интересах С.И. Прокопчука, его представитель фио 24 августа 2021 года повторно обращался с жалобой в прокуратуру Московской области. 16 сентября 2021 года начальником отдела по рассмотрению обращений и приему граждан управления по рассмотрению обращений, приему граждан и документационному обеспечению прокуратуры Московской области был предоставлен ответ на жалобу.
25 ноября 2021 года С.И. Прокопчук через своего представителя вновь обратился с жалобой в прокуратуру Московской области на бездействие должностных лиц.
Эта жалоба рассмотрена 8 октября 2021 года, ответ дан за подписью и.о. начальника отдела по рассмотрению обращений и приему граждан управления по рассмотрению обращений, приему граждан и документационному обеспечению прокуратуры Московской области фио.
Также, материалами дела установлено, что решением Волоколамского городского суда Московской области от 9 декабря 2021 года по административному делу N 2а-1705/2021 отказано в удовлетворении административного иска С.И. Прокопчук и фио о признании незаконным бездействия прокуратуры адрес по не направлению ответа на обращение от 27 апреля 2021 года.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что об установлении факт рассмотрения органами прокуратуры обращения гражданина и направлении ему ответа, а потому утверждения административного истца о якобы имевшем место бездействии не соответствуют действительности.
Таким образом, суд, рассматривая заявленные требования, верно определилюридически значимые по делу обстоятельства, содержанием которых является соблюдение порядка рассмотрения обращения (статья 10 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации"; пп. 3.1, 3.2, 6.5, 7.2. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 - далее Инструкция).
Применительно к названному федеральному закону и Инструкции суд, не предрешая вопросы права, установил, что обращение С.И. Прокопчука было зарегистрировано должностными лицами прокуратуры, принято к рассмотрению, рассмотрено, о чем административному истцу дан ответ в установленный пунктами 5.1, 6.5 Инструкции срок.
То обстоятельство, что С.И. Прокопчук, ссылаясь на приведенные им законоположения, полагает недостаточно мотивированным данный ему ответ, применительно к названным нормам материального права, не имеет юридического значения, поскольку названные в апелляционной жалобе нормативные предписания не позволяют ему давать правовую оценку данного административным ответчиком письменных разъяснений.
Вопреки доводам жалобы материалы дела свидетельствуют о том, что прокуратурой в пределах своих полномочий своевременно были выполнены необходимые действия по проверке доводов обращения о нарушении прав несовершеннолетнего лица и дан соответствующий мотивированный ответ, которым права либо свободы административных истцов нарушены не были.
Следует отметить, что при выявлении нарушения законности, принятие мер по их устранению является не только правом, но и обязанностью прокурора, за ним и выбор соответствующих средств реагирования. По существу, на прокурора возложено выполнение правозащитной и надзорной функций.
Именно прокурор в рамках предоставленных ему законом полномочий самостоятельно избирает те или иные меры прокурорского реагирования на нарушения действующего законодательства.
Судебная коллегия, принимает во внимание, что выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в том случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры, оценка которого не входит в компетенцию суда. В противном случае, это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации".
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что порядок рассмотрения обращения соблюден, содержание данного гражданину ответа основано на нормативных правовых актах, регулирующих спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда. Также доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права. По своей сути они сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в то время как оснований к переоценке доказательств и установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.