Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б., судей фио, фио, при секретаре Черных В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Корнева Александра Ивановича на решение Савеловского районного суда адрес от 28 октября 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Корнева Александра Ивановича к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным уведомлений, обязании устранить нарушения, - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Корнев А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконными уведомления об отказе в государственной регистрации прав от 27 октября 2020 года и уведомления об отказе в государственном кадастровом учете от 28 октября 2020 года, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности и государственный кадастровый учет изменений в отношении жилого дома, мотивируя свои требования тем, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: фио, адрес, г..п Дедовск, адрес, уч. 136 с кадастровым номером... На указанном участке предыдущим собственником фио был возведен жилой дом, площадь которого составляет 155, 8 кв.м, однако в ЕГРН отражена неправильная площадь дома (40, 5 кв.м), кроме того, на жилой дом не зарегистрировано право собственности. 04 февраля 2020 года административным истцом было подано заявление о государственной регистрации права собственности на жилой дом, а также заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N 77-0-1-88/3002/2020-231 с техническим планом здания на оптическом компакт-диске. Государственная регистрация права собственности на жилой дом была приостановлена на основании уведомления Управления Росреестра по адрес от 12 февраля 2020 года N 77/009/284/2020-449, в связи с отсутствием в представленных материалах документов-оснований для государственной регистрации ипотеки в отношении объекта с кадастровым номером 50:20:0041413:654, при этом, указанный государственным регистратором объект с кадастровым номером 50:20:0041413:654 не фигурирует ни в одном из документов, представленных административным истцом, Корнев А.И. также не заявлял и о регистрации ипотеки.
Уведомлением от 06 февраля 2020 года N 77-0-1-88/3002/2020-231 был приостановлен государственный кадастровый учет в отношении жилого дома, основаниями приостановления кадастрового учета явились: обращение с заявлением о государственном кадастровом учете ненадлежащего лица; нарушение подп. 3 п. 43 Требований к подготовке технического плана (утв. Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953) ? указание в разделе "Характеристики объекта недвижимости" сведений о ранее присвоенном государственном учетном номере, дате присвоения номера и присвоившем номер органе; нарушение п. 27 Требований к подготовке технического плана - указание в реквизите "1" раздела "Исходные данные" первыми документов, использованных при подготовке технического плана; нарушение подп. 7 п. 43 Требований к подготовке технического плана - наличие противоречий в представленных документах в отношении указания адреса объекта; нарушение подп. 4 п. 43 Требований - в разделе "Характеристики объекта недвижимости", предусматривающего включение в раздел сведений о кадастровых номерах земельных участков, в пределах которых расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Уведомлением от 27 октября 2020 года N 77/009/284/2020-449/2 Корневу А.И. было отказано в государственной регистрации права собственности в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин приостановления государственной регистрации права: отсутствие в ЕГРН сведений о земельном участке, в пределах которого расположен жилой дом, непредставлением документов-оснований для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, также было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером.., оформленное уведомлением от 28 октября 2020 года. С указанными решениями административного ответчика Корнев А.И. не согласен, поскольку они не соответствуют законодательству, регулирующему спорные правоотношения и нарушают права и законные интересы административного истца.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя фио - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит, что решение Савеловского районного суда адрес от 28 октября 2021 года подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов настоящего административного дела следует, что Корнев А.И. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, адрес, уч. 136, с кадастровым номером... доля в праве собственности 1/6. Иными собственниками указанного земельного участка являются фио - 2/3 доли в праве собственности, Корнев А.И. - 1/6 доли в праве собственности.
На указанном земельном участке предыдущим собственником фио был возведен жилой дом на основании постановления о разрешении на строительство индивидуального жилого дома от 29 января 2002 года N 14. Площадь жилого дома составляет 155, 8 кв. м.
Администрацией адрес было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 50504102-187 от 20 сентября 2013 года - жилого дома, расположенного по адресу: адрес, г. адрес, адрес. Данный жилой дом, расположенный по адресу: адрес, Дедовск г/п, адрес, уч. 136, стоит на государственном кадастровом учете, ему присвоен кадастровый номер.., что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 16.01.2021 г. N 99/2021/370113638, однако в ЕГРН отражены неправильная площадь 40, 5 кв. м. и этажность здания 1 этаж. На жилой дом не зарегистрировано право собственности.
В орган регистрации прав 04 февраля 2020 года административным истцом было подано заявление о государственной регистрации права собственности на жилой дом, а также заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N 77-0-1-88/3002/2020-231 с техническим планом здания на оптическом компакт-диске.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от 06 февраля 2020 года N 77-0-1-88/3002/2020-231 был приостановлен государственный кадастровый учет в отношении жилого дома, основаниями приостановления кадастрового учета явились: обращение с заявлением о государственном кадастровом учете ненадлежащего лица; нарушение подп. 3 п. 43 Требований к подготовке технического плана (утв. Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953) ? указание в разделе "Характеристики объекта недвижимости" сведений о ранее присвоенном государственном учетном номере, дате присвоения номера и присвоившем номер органе; нарушение п. 27 Требований к подготовке технического плана - указание в реквизите "1" раздела "Исходные данные" первыми документов, использованных при подготовке технического плана; нарушение подп. 7 п. 43 Требований к подготовке технического плана - наличие противоречий в представленных документах в отношении указания адреса объекта; нарушение подп. 4 п. 43 Требований - в разделе "Характеристики объекта недвижимости", предусматривающего включение в раздел сведений о кадастровых номерах земельных участков, в пределах которых расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
12 февраля 2020 года административным ответчиком вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности в связи с тем, что административным истцом не были представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации ипотеки в силу закона в отношении объекта с кадастровым номером 50:20:0041413:654 (не заявленного административным истцом в заявлениях о предоставлении указанных государственных услуг).
В целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета заявителем 20 марта 2020 года были предоставлены дополнительные документы:
1) постановление Главы адрес от 16.08.2013 г. N 394/8, которым жилому дому, подлежащему кадастровому учету, был присвоен адрес: адрес;
2) исправленный с учетом замечаний, изложенных в уведомлении Росреестра по адрес, технический план здания на оптическом компакт-диске.
Уведомлением от 10 апреля 2020 года N 77-0-1-88/3002/2020-564 Корневу А.И. было отказано в снятии приостановления государственного кадастрового учета на основании того, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо; нарушен подп. 3 п. 43 Требований к подготовке технического плана (утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953), предусматривающий необходимость включения в раздел "Характеристики объекта недвижимости" сведений о ранее присвоенном государственном учетном номере, дате присвоения и присвоившем органе.
11 июня 2020 года заявитель повторно направил технический план в Управление Росреестра по адрес через личный кабинет на сайте Росреестра.
В уведомлении о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета от 19 июня 2020 года N 77-0-1-88/3002/2020-231/1 указано, что заявителем для осуществления кадастрового учета не представлен акт уполномоченного органа на присвоение адреса объекту недвижимости, с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лиц, представленный технический план в форме электронного документа не обеспечивает считывание и контроль представленных данных.
С целью устранения причин, приведших к приостановлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности 27 июля 2020 года Корневым А.И. были представлены дополнительные документы: исправленный технический план здания от 27 июля 2020 года и заявления от 27 июля 2020 года N 654/419/2020 и N 655/419/2020.
В связи с тем, что в установленный срок сведения о результате рассмотрения представленных дополнительных документов в МФЦ городского значения не поступили, Корнев А.И. направил в Управление Росреестра по адрес обращение от 18 августа 2020 года N 150065-4/20-20.
В ответ на указанное обращение в адрес представителя фио поступило письмо от 16 сентября 2020 года N 50-70а-10~9558/20@, в котором указаны следующие обстоятельства, препятствующие осуществлению государственной регистрации права собственности и государственного кадастрового учета: с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположено здание, отсутствуют в ЕГРН; также не представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности.
Уведомлением от 27 октября 2020 года N 77/009/284/2020-449/2 в государственной регистрации права собственности было отказано в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о земельном участке, в пределах которого расположен жилой дом, непредставлением документов-оснований для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
28 октября 2020 года административным ответчиком было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером... в связи с неустранением причин приостановления заявленной государственной услуги.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что Корнев А.И. не представил в Управление Росреестра по адрес документы, необходимые для предоставления заявленных государственных услуг в отношении объекта недвижимости (здания), расположенного по адресу: адрес, Дедовск г/п, адрес, уч. 136, кадастровый номер.., в связи с чем Управление на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ правомерно приостановило осуществление государственной регистрации прав и кадастрового учета, и при неустранении причин приостановления отказало в государственной регистрации права собственности и осуществлении государственного кадастрового учета.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 названного Закона).
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства о том, что административный истец не устранил недостатки, установленные в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета, решение административного ответчика об отказе в предоставлении указанной государственной услуги является законным и обоснованным, вместе с тем, учитывая, что уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом содержит иные причины отказа в предоставлении данной государственной услуги, нежели указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности, оспариваемое решение административного ответчика об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности является незаконным, нарушает права фио в связи с тем, что он был лишен возможности устранить установленные недостатки.
Данные обстоятельства указывают на то, что обжалуемое решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности не соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, в связи с чем, оно не может быть признано законным и обоснованным, а потому решение суда, установившее обратное, указывает на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам административного дела.
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, опровергает правомерность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части признания незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; по настоящему делу такая необходимая совокупность присутствует, у судебной коллегии имеются основания полагать оспариваемое решение незаконным и нарушающим права административного истца.
Учитывая изложенное и исходя из недопустимости вмешательства суда в компетенцию регистрирующего органа по вопросу принятия решения о регистрации права, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес также надлежит возложить обязанность повторно рассмотреть заявление фио об осуществлении государственной регистрации права собственности.
Таким образом, решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований, признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об отказе в государственной регистрации права собственности от 27 октября 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес, Дедовск г/п, адрес, уч. 136, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление фио о государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда адрес от 28 октября 2021 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об отказе в государственной регистрации права собственности от 27 октября 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес, Дедовск г/п, адрес, уч. 136.
Возложить на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность повторно рассмотреть заявление Корнева Александра Ивановича о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес, Дедовск г/п, адрес, уч. 136.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.