Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Агаевой Г.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Симонова Евгения Алексеевича - Араповой Галины Юрьевны на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 10 марта 2022 года, которым постановлено:
"Отказать Симонову Евгению Алексеевичу в удовлетворении требований к Минюсту России о признании незаконным решения и его отмене, обязании исключить сведения из Реестра",
УСТАНОВИЛА:
Симонов Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, возложении на административного ответчика обязанности исключить фио из указанного реестра, мотивируя свои требования тем, что 08 октября 2021 года административным ответчиком принято решение о его включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, с чем административный истец не согласен, поскольку оспариваемым распоряжением на него возложены дополнительные обязанности по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в то время как никакой необходимости для возложения такой обязанности не имелось, вмешательство явно не преследует законные цели, которые могут оправдать посягательство на права, защищенные статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и не является адекватным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца фио - фио, представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 10 марта 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, 08 октября 2021 года Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение N 1150-р о включении фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
После принятия решения 08 октября 2021 года Министерством юстиции Российской Федерации административному истцу направлено уведомление о принятом Минюстом России распоряжении.
Оспариваемое решение согласовано с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Министерством юстиции Российской Федерации при принятии решения учтена информация, поступившая 17 сентября 2021 года информация из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о том, что Симонов Е.А. является экологом-экспертом, международным координатором экологической коалиции "Реки без границ". Научный сотрудник Даурского биосферного заповедника (http://daurzapoved. com/). Активно выступает в качестве приглашенного эксперта в различных СМИ, в том числе на радиоканале "Эхо Москвы", информационно-аналитическом издании "Тайга.инфо", сетевом издании "Regnum" и т.д.
Симонов Е.А. распространяет (распространял) материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
- "Facebook" https://www.facebook.com/profile.php?id=1000115450383 00 - около 600 подписчиков; - интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "The Third Pole" https://www.thethirdpole.net/en/author/eugene-sim onov - публикации на английском языке; - социальная сеть "Research Gate" https://www.researchgate.net /profile/ Eugene- Simonov - более 43 тыс. подписчиков, публикации на английском языке;
- интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Сибирь.Реалии" ttps://www.sibreal.org/author/евгений-симонов/$um tqo - с 2018 по 2020 год опубликовано более 20 материалов (05 декабря 2017 года источник внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функцию иностранного агента);
- интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Север.Реалии" https://www.severreal.org/author/евгений-симонов/p-muqi - за 2020 год опубликовано 3 материала (05 декабря 2017 года источник внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функцию иностранного агента);
- интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Радио Свобода" https://www.svoboda.org/author/евгений-симонов/gqmtqt - с 2019 по 2020 год опубликовано 6 материалов (05 декабря 2017 года источник внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функцию иностранного агента);
- интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Онлайн-журнал "IPG - Международная политика и общество" https://www.ipg-journal.io/ipg/avtory/avtor/evgenii-simonov - последняя публикация от 06 июня 2017 года;
- журнал "Общественные науки и современность" https://onsjournal. u/index.php?dispatch=authors.details&author_id=34182 - около 400 просмотров, последняя публикация от 17 декабря 2015 года.
За период с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года выявлены факты распространения Симоновым Е.А. материалов иностранных средств массовой информации "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC)" и "Север.Реалии", выполняющих функции иностранного агента:
1. "Я на Свободе" (https://www.facebook.com/permalink.php?s
tory_fbid=1188755441519279&id=100011545038300) (21 декабря 2020 года).
2. "Она утонула... " (https://www.facebook.com/permalink.php?sto
ry_fbid=1151209238607233&id=100011545038300) (01 ноября 2020 года).
За период с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года выявлены факты участия фио в создании материалов иностранных средств массовой информации "Сибирь.Реалии", "Север.Реалии", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC)", выполняющих функции иностранного агента:
1. "Год Байкала. фио - о том, переживёт ли его озеро" (https://www.svoboda.org/a/30999906.html, https://www.sibreal. org/ a/3099880 5.html) (20 декабря 2020 года).
2. "В духе миссии НКВД" (https://www.severreal.org/ a/30923987.html) (01 ноября 2020 года).
3. "Полоса смерти. фио - о хрупкой адрес" (https://www.svoboda.org/a/30884295.html, https://www.sibreal.org/a/30878942.html) (11 октября 2020 года).
4. ""Полоса смерти" на адрес" (https://www.sibreal.org/a/30878 942.html) (06 октября 2020 года).
5. "Оккупанты захватили нашу землю": жители адрес объявили войну угольным бизнесменам" (https://www.sibreal.org/a/30850398.html) (21 сентября 2020 года).
6. "Как чиновники управляют Байкалом" (https://www.sibreal.org/a/30828809.html) (09 сентября 2020 года).
Также 17 сентября 2021 года из Федеральной службы по финансовому мониторингу поступила информация о получении Симоновым Е.А. (ИНН 507804001755) опосредованного иностранного финансирования от российских юридических лиц, а именно:
- в июле 2021 года 1 операцией сумма от БФ "Сохранение Сибири и Дальнего Востока" (ИНН 2463120210), получающего денежные средства от Both Ends, Stichting Both Ends (Королевство Нидерландов), The Samdhana Institute Inc (Филиппины);
- с сентября 2017 года по сентябрь 2020 года 4 операциями сумма от Всемирного Фонда природы (ИНН 7709440011) получающего денежные средства от WWF World Wide Fund For Nature (Швейцария), The European Commission, WWF Deutschland, St Hет Wereld Natuur Fonds-Ned, WWF Germany (Германия), Stiftelsen Varldsnaturfonden WWF (Королевство Швеция), Wereld Natuur Fonds Driebergseweg 10 3708JB Zeist, Varldsnaturfondens AB, WWF-UK The Living Planet Centre, Umweltstiftung WWF Germany Reinhardtstr 14, United Way Worldwide, Stichting Wetlands International (Королевство Нидерландов), Charities Aid Foundation (Соединенные Штаты Америки), The Coca-Cola Foundation (Соединенные Штаты Америки).
Письма Роскомнадзора и Росфинмониторинга обозрены судом первой инстанции, которым удостоверено, что информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, соответствует информации, изложенной в письме Росфинмониторинга.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, основания для принятия такого распоряжения в силу 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" имелись, распоряжение Минюста России не нарушает и не ограничивают права и свободы, указанные в статьях 19, 23, 29 и 30 Конституции Российской Федерации и статьях 8, 10, 14, 18 Конвенции, в том числе и ст. 1 Протокола N1 к Конвенции и является соразмерным, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
На основании положений статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" физическое лицо, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Физическое лицо, распространяющее сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующее в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
К указанным лицам могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Информация о таком физическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержден Приказом Министерство юстиции Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14, 16 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка, уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое заявителем распоряжение о включении физического лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности фиоА достоверные сведения о распространении материалов с упоминанием изданий, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, полученных им средствах, в том числе от иностранных источников, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", сомнения в обоснованности принятого Министерство юстиции Российской Федерации распоряжения отсутствуют. Оспариваемое распоряжение принято административным ответчиком в пределах полномочий, с соблюдением процедуры и при наличии к тому оснований.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 10 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 07 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.