Московский городской суд в составе: судьи Михалевой Т.Д., при секретаре Толмасовой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1483/2022 по административному исковому заявлению Шмырева Михаила Ефимовича о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Шмырев М.Е. обратился с иском о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002010:45 площадью 3 881 кв.м, расположенного по адресу г. Москва, шоссе Пятницкое, владение 5, в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, используемыми при утверждении государственной кадастровой оценки.
В обосновании уточненных требований ссылается на то, что является арендатором указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2021 утверждена неправомерно исходя из отнесения к виду разрешенного использования 1.2.5, действовавших ранее Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства эконмического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39, поскольку вид разрешенного использования 1.2.5 был незаконного установлен распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 30.10.2014 N17454 "О изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002010:45", что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N40-138414/17.
Административный истец считает, что расчет кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2021 года земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002010:45 должен быть произведен из вида разрешенного использования 12.0.1. "улично-дорожная сеть". Размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств, в соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 NП/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточненные требования поддержал в полном объеме.
Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" просили в удовлетворении требований отказать по доводам письменных возражений.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения сторон по делу о времени и месте судебного разбирательства, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) предусмотрено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Пунктом 22 статьи 21 названного закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде и в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей.
При рассмотрении дела судом установлено, что административный истец на основании Договора аренды от 25.12.2002 N М-08-019306 владеет земельным участком общей площадью 4 557 кв.м, в том числе, земельным участком с кадастровым номером 77:08:0002010:45 площадью 3 881 кв.м, предоставленным для эксплуатации гостевой автостоянки (1.2.3).
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N51520 ""Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость для спорного земельного участка утверждена в размере 158 108 506 руб. 06 коп.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 Федерального Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки в рамках Закона о государственной кадастровой оценке приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" были введены в действие соответствующие методические указания (далее - Методические указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков, и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания подпункта 2 пункта 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний для определения кадастровой стоимости под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием. Фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.
Из содержания пункта 2.2 Методических указаний следует, что для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивается предоставление сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации.
Согласно пункту 3.1 Методических указаний вид использования объекта недвижимости определяется по согласованию с уполномоченным органом и органами местного самоуправления, на территории которых расположены объекты недвижимости, на основе письменного подтверждения указанных органов.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении указанного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2021) установлен вид использования - "объекты размещения стоянок, помещений гаражей боксового типа (1.2.3); объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров (1.2.5); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5)".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 сентября 2021 года, вступившим в законную силу, признано недействительным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 30.10.204 N17454 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002010:45", которым установлены следующие виды разрешенного использования: объекты размещения стоянок, гаражей боксового типа, объекты размещения организаций розничной торговли, объекты размещения организаций общественного питания".
Из содержания пунктов 3, 4 части 5 статьи 8, части 1 статьи 21, части 6 статьи 62 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка указываются в документах на землю, содержатся в ЕГРН и приводятся в выдаваемой выписке из ЕГРН.
Вид разрешенного использования земельного участка определяет допустимые возможности такого использования и осуществления конкретных видов деятельности на земельном участке его правообладателем (статья 37 ГрК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 3 статьи 5, пункт 2 статьи 7, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Как следует из пункта 2.2 Методических указаний и позиции ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" информацию о виде разрешенного использования объекта оценки при проведении государственной кадастровой оценки бюджетное учреждение получает из ЕГРН.
Вмеесте с тем, исходя из содержания пункта 1.8 Методических указаний, определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того вида использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.
В силу пункта 1.3 Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 9.1 Методических указаний для целей определения кадастровой стоимости объекты недвижимости, подлежащие оценке, могут быть объединены в группы (подгруппы) на основе сегментации объектов недвижимости.
Как следует из содержания пункта 9.2.2 Методических указаний, для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с Приложением N 1 к Методическим указаниям.
Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор) содержит описание видов разрешенного использования земельных участков и коды (числовые обозначения) видов разрешенного использования земельных участков.
Суд считает, что установленные по состоянию на 01.01.2021 виды разрешенного использования земельного участка, и с учетом вышеупомянутого решения Арбитражного суда города Москвы, соответствуют виду разрешенного использования, который содержится в строке с кодом 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" Классификатора, предусматривающему размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9, размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра.
В соответствии с пунктом 1.8 Методических указаний, с учетом поступивших сведений о характеристиках объекта недвижимости земельный участок с кадастровым номером 77:08:0002010:45 был отнесен к оценочной подгруппе 4.1 "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения, за исключением объектов придорожного сервиса (основная территория)".
На 01.01.2021 определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществлялось на основе того вида использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.
Кроме того, как установлено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы от 9 ноября 2021 года и 1 апреля 2021 года, расположенная на спорном земельном участке платная стоянка прилегает к торговому центру, собственником которого также является Шмырев М.Е, что в совокупности с другими доказательствами свидетельствует о ее использовании в коммерческих (предпринимательских) целях.
С учетом изложенного, суд считает, что спорный земельный участок правомерно отнесен к сегменту 5 "Предпринимательство".
Довод административного истца о том, что что вид разрешенного использования спорного земельного участка соответствует виду разрешенного использования, который содержится в строке с кодом 12.0.1 "Улично-дорожная сеть" Классификатора, является необоснованным, поскольку вид разрешенного использования, содержащийся в строке с кодом 12.0.1 Классификатора, предусматривает размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
В строке с кодом 2.7.1 Классификатора содержится вид разрешенного использования земельных участков с наименованием "Хранение автотранспорта". При этом в строке с кодом 2.0 "Жилая застройка" Классификатора указан вид разрешенного использования, предусматривающий размещение жилых домов различного вида. Его содержание включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1, в то время, как спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования 1.2.3.
Следовательно, вид разрешенного использования, содержащийся в строке с кодом 12.0.1 "Улично-дорожная сеть" Классификатора, не может включать в себя размещение стоянок (парковок) транспортных средств, расположенных в зонах жилой застройки.
В соответствии с договором долгосрочной аренды земельного участка от 25.12.2002 N М-08-019306 земельный участок с кадастровым номером 77:08:0002010:45 предоставлен в аренду административному истцу для эксплуатации гостевой автостоянки.
Как указывалось административным истцом в ходе рассмотрения дела, согласно сведениям из портала ИАИС ОГД, гостевая стоянка, размещенная на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0002010:45, расположена в зоне жилых микрорайонов и жилых групп многоквартирной жилой застройки.
Вместе с тем, гостевыми стоянками являются открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон (раздел 2 "МДС 30-3.2011. Методическая документация в строительстве. Методические рекомендации по систематизации хранения индивидуального автотранспорта в городах", приложение Б "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89").
Ссылка административного истца на решение Московского городского суда от 10.09.2019 по административному делу 3а-2536/2019 как имеющего преюдициальное значение, являются несостоятельными, так как судом в рамках этого дела не устанавливался и не разрешался вопрос о правомерности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2021.
При таких обстоятельствах, суд считает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002010:45 определена в соответствии с требованиями, установленными вышеприведенными Законом о государственной кадастровой оценке и Методическими указаниями.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления Шмырева М.Е. следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Шмырева Михаила Ефимовича о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, обязании произвести расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002010:45 исходя из вида разрешенного использования 12.0.1в соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 NП/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.