Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при ведении протокола помощником судьи Карповой Е.А, с участием прокурора Каировой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жукова Андрея Владимировича о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2021 года N 1899-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Москвы от 29 сентября 2009 года N 1030-ПП",
УСТАНОВИЛ:
13 декабря 2016 года Правительством Москвы принято постановление N 848-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения", которым утверждены для расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги ставки платы за пользование жилым помещением, принадлежащим на праве собственности городу Москве, для нанимателей жилых помещений (приложения 1, 2); цены за содержание жилых помещений (приложения 3, 4, 5); розничная цена на твердое топливо (уголь), поставляемое в пределах установленных норм для бытовых нужд населения города Москвы, проживающего в домах с печным отоплением (за исключением населения, проживающего на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы) (приложение 12); ставки планово-нормативного расхода для расчета субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (за исключением многоквартирных домов, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, жилые помещения в которых находятся в муниципальной собственности или собственности граждан) (приложение 13); ставка платы за пользование жилым помещением, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений (приложение 14).
Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2021 года N 1899-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Москвы от 29 сентября 2009 года N 1030-ПП" признаны утратившими силу пункты 1.1.3, 1.1.4 постановления Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП, которыми были утверждены ставки платы за пользование жилым помещением, принадлежащим на праве собственности городу Москве, для нанимателей жилых помещений по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, а также по заключенному в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 588-ПП "О порядке выкупа и найма жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров" договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, ранее предоставленного по договору найма жилого помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы (за исключением нанимателей по заключенному в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 588-ПП "О порядке выкупа и найма жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров" договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, ранее предоставленного в качестве служебного жилого помещения); по договору найма жилого помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы (приложения 3, 4).
Также постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2021 года N 1899-ПП изложены в новой редакции таблица 1 и примечания к приложению 1, таблица 2 и примечания к приложению 2, таблицы к приложениям 5, 12, 13, 14 и примечания к приложению 14 к постановлению Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП, тем самым оспариваемым постановлением утверждены новые цены, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения в г. Москве.
Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2021 года N 1899-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы www.mos.ru 8 декабря 2021 года, а также в издании "Вестник Москвы", N 32, 14 декабря 2021 года.
Жуков А.В. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2021 года N 1899-ПП как противоречащего положениям Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1), указав на то обстоятельство, что оспариваемый нормативный правовой акт не предусматривает необходимости указания в едином платежном документе сведений о том, что предоставленная судьям на основании Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 дополнительная жилая площадь является социальной льготой.
В судебном заседании административный истец Жуков А.В. заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что отсутствие в едином платежном документе сведений о предоставлении ему дополнительной жилой площади в качестве социальной льготы нарушает право на получение информации.
Представитель Правительства Москвы Радиулова Н.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Каировой О.А, считавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в городе федерального значения Москве - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в городе федерального значения Москве - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Частью 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В силу пункта 11 части 1 статьи 9 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным федеральным законодательством и законодательством города Москвы к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением вопросов, отнесенных федеральным законодательством и законами города Москвы к полномочиям Московской городской Думы.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", разработка и осуществление городской политики в жилищной сфере отнесено к полномочиям Правительства Москвы.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Правительство Москвы как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что правовые акты Правительства Москвы публикуются в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Москвы" (электронной версии данного издания) или на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с приведенными требованиями регионального законодательства постановление Правительства Москвы подписано Мэром Москвы и опубликовано в установленном порядке.
Полномочия и компетенция Правительства Москвы на издание оспариваемого нормативного правового акта, порядок его принятия и введения в действие административным истцом под сомнение не ставятся.
Проверяя в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемым постановлением, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что Жуков А.В. зарегистрирован по адресу: АДРЕС, в которой он проживает вместе со своим отцом Ф.И.О, являющимся собственником квартиры.
Согласно представленным в материалы дела единым платежным документам за июль 2021 года и за апрель 2022 года в них указано на количество проживающих лиц - 2, количество льготников - 1. При этом из ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 15 июля 2022 года, данного Ф.И.О. - отцу заявителя, - следует, что начисление платы за жилищно-коммунальные услуги производится с учетом мер социальной поддержки по льготным категориям "Ветеран труда" и "Инвалид II группы", носителем которых является Ф.И.О.
Таким образом, в единых платежных документах наличие у Жукова А.В. какой-либо льготы не отражено. Между тем административный истец полагает, что в едином платежном документе подлежит отражению факт проживания в квартире двух льготников, поскольку дополнительная жилая площадь в размере 20 кв. метров в указанной квартире была предоставлена ему как социальная льгота на основании Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
Однако, как было указано выше, оспариваемое постановление принято в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, возлагающих на орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы обязанность по определению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Оспариваемым постановлением вопросы формирования единых платежных документов не регулируются. Форма единого платежного документа утверждена распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 23 декабря 2021 года N 01-01-14-300/21.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт права, свободы и законные интересы административного истца в части не указания в едином платежном документе сведений о наличии у административного истца льготного статуса не нарушает.
Суд также отмечает, что с огласно пункту 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 31 декабря 2018 года, было предусмотрено, что судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2019 года приведенная норма утратила свою силу, в свою очередь Федеральным законом от 30 октября 2018 года N 375-ФЗ Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 был дополнен статьей 19.1, которая урегулировала порядок обеспечения судей жилыми помещениями.
Поскольку ни статья 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 в ранее действовавшей редакции, ни статья 19.1 указанного закона в действующей редакции порядок оплаты услуг по содержанию жилого помещения не регулирует, а определяет порядок и нормы предоставления жилых помещений судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, постольку не представляется возможным говорить о противоречии постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2021 года N 1899-ПП законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; принимая во внимание, что оспариваемое постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2021 года N 1899-ПП принято высшим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, в пределах компетенции, без нарушения прав и свобод заявителя, акт был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания его недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Жукову Андрею Владимировичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 24 октября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.