Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Стар Шеф" генерального директора Рейдер М.В., поданную на решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 марта 2022 года и постановление начальника ОВМ ОМВД России по Мещанскому району г. Москвы от 22 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Стар Шеф",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 16 начальника ОВМ ОМВД России по Мещанскому району г. Москвы от 22 октября 2021 года ООО "Стар Шеф" (далее также Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 марта 2022 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, законный представитель Общества просит изменить назначенное наказание на предупреждение, а также применить положения п. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, так как в результате одной проверки в отношении Общества составлено 25 протоколов об административном правонарушении.
Законный представитель ООО "Стар Шеф" в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, обеспечил явку защитника Михайловой Н.С, которая в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Михайлову Н.С, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Названные выше действия, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут административную ответственность, установленную ч. 4 ст.18.15 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 115-ФЗ от 25.07.2002) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 утверждены форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) и порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства).
В силу пункта 6 Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), являющегося Приложением N 9 к Приказу МВД России от 30.07.2020 N 536, уведомления о заключении и прекращении трудового договора и приложение к ним, состоящие из двух и более листов, прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись, которая должна содержать информацию о количестве подшитых листов, фамилию, инициалы и подпись лица, представляющего уведомления о заключении и прекращении трудового договора (уполномоченного от имени работодателя (заказчика работ, услуг) подписывать уведомление о трудоустройстве, либо уполномоченного от организации на подачу уведомления о трудоустройстве по доверенности).
Как следует из материалов дела 14 сентября 2021 года ООО "Стар Шеф" направлено в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации уведомление о заключении трудового договора с гражданином Республики Кыргызстан Эрназаровым М, не отвечающее требованиям указанного выше Порядка, а именно данное уведомление, состоящее из 2-х листов, не было прошито и заверено, что является нарушением требований п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002.
Указанные действия ООО "Стар Шеф" квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции; копией уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Стар Шеф" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Не оспаривая установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств совершения правонарушения, заявитель в жалобе просит изменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Однако согласиться с таким доводом жалобы нельзя в силу следующего.
Так, с учетом взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц и безопасности государства ввиду ненадлежащего исполнения ООО "Стар Шеф" публично-правовых обязанностей, возложенных на Общество требованиями миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие, в частности, в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности и необходимостью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации с целью регулирования процессов внешней трудовой миграции.
Кроме того правоотношения в данном случае возникают в сфере государственной миграционной политики, направленной на сохранение национальной безопасности Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности совершённого правонарушения.
В данном случае нарушение установленной формы и порядка заполнения уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином фактически означает неподачу такого уведомления, поскольку такое уведомление не может быть учтено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.
С учетом названных обстоятельств должностное лицо и судья районного суда обоснованно не нашли оснований для назначения Обществу наказания в виде предупреждения.
Также отсутствуют основания для применения в отношении Общества положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, событие рассматриваемого административного правонарушения было выявлено, и дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, при проверке уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, направленного Обществом в соответствующее территориальное отделение, а не в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, что позволяло бы применить положения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ООО "Стар Шеф" в пределах санкции ч. 4 статьи 18.15 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 настоящего Кодекса.
Вместе с тем с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, данных об ООО "Стар Шеф", имеются основания для применения положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Согласно с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкцией ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырёхсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В данном случае совершенное Обществом нарушение выражено в несоблюдении порядка направления уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, при этом срок направления Обществом соблюден.
Каких-либо отягчающих вину Общества обстоятельств по делу не установлено.
В данном случае назначенное ООО "Стар Шеф", являющееся микропредприятием и внесенное в соответствующий реестр, административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей, предусмотренное санкцией ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, не соответствует общественной опасности совершенного правонарушения, а также наступившим последствиям, в связи с чем, с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ до 200 000 рублей.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности судьей районного суда при рассмотрении дела не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества не усматривается.
Срок давности и порядок привлечения ООО "Стар Шеф" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30. 7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу законного представителя ООО "Стар Шеф" генерального директора Рейдер М.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 марта 2022 года и постановление начальника ОВМ ОМВД России по Мещанскому району г. Москвы от 22 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Стар Шеф" изменить, снизив размер назначенного ООО "Стар Шеф" административного наказания в виде административного штрафа до 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
В остальной части решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 марта 2022 года и постановление начальника ОВМ ОМВД России по Мещанскому району г. Москвы от 22 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Стар Шеф" оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.